Храм Артемиды в Сардах

История в Архитектуре

Недалеко от берега Эгейского моря располагаются руины Сарды – античного города, бывшего в свое время столицей Лидии. На сегодняшний день в этом районе ученые-археологи активно проводят раскопки.

Пока что точную дату основания города Сард они назвать не могут – никаких сведений об этом еще не было обнаружено.

История в Архитектуре

Известно только, что столицей Лидии город Сард был примерно в 680-547 годах до нашей эры. Среди наиболее известных правителей Лидии вспоминается в первую очередь царь Крез, правивший в ней в 563-546 годах до нашей эры.

Он оставил свой заметный след в истории не только благодаря своему несметному богатству, но еще так же и тем, что именно он дал приказ о чеканке первых монет в Лидии.

Старинная легенда гласит о том, наличие в реке Пактоле (на ней стоял город Сард в те времена) золотой пыли, можно объяснить тем, что когда-то очень-очень давно мифический царь Мидас омывал в ней свои ладони.

История в Архитектуре

Даже несметное богатство не смогло спасти царя Креза. Его участь была весьма печальна – во время покорения Сарда войсками Кира IIцаря Лидии Креза заживо сожгли на костре.

В 334 году до нашей эры город Сард был завоеван войсками Александра Македонского, затем его покорили римляне.

Именно во время их правления Сарды обрели наконец-то статус метрополии. На протяжении долгих веков город Сард всегда оставался очень важным торговым и культурным центром.

История в Архитектуре

Как правило в Сарды едут, чтобы посмотреть руины храма Артемиды  (Temple of Artemis in Sardis) — крупнейшего античного святилища в Малой Азии.

Он был похож на знаменитое «чудо света» — храм Артемиды Эфесской, который больше известен широкой публике. Его подобие в редко посещаемых Сардах можно узреть и сейчас, пусть не целиком, но хотя бы в виде очень внушительных руин.

История в Архитектуре

На самом деле, оба храма, что в Эфесе, что в Сардах, первоначально предназначались для анатолийской богини Кибелы, и только под влиянием греков эти святилища посвятили греческой Артемиде, а в Сардах пошли еще дальше и переформатировали храм в место поклонения римскому императору Антонинину Пию (138-161 гг.) и его жене.

Кибела была главным фригийским божеством, поэтому популярность ее культа в Лидии и Ионии (в Эфесе) свидетельствовала о распространении фригийской культуры по всей Малой Азии.

Или, можно предположить, что изначально общеанатолийский культ Великой Матери проявлял себя схоже во всей западной Малой Азии.

История в Архитектуре

Служение Великой Матери требовало от ее жрецов больших жертв — они все были скопцами-евнухами. Часто жрецы Кибелы лишали себя мужских принадлежностей даже самостоятельно, но большинство становилось евнухами еще в молодости.

Евнухи на Востоке почти повсеместно занимали важное положение в обществе и число их было велико, они ведали не только религией, но зачастую, и администрированием.

История в Архитектуре

Культ Кибелы требовал оргиастических обрядов, в которых участвовали не только скопцы, но и женщины — храмовые проститутки, количество которых тоже было весьма значительно, «священная проституция» приносила храмам существенные доходы.

О числе проституток в Сардах и их финансовых возможностях, косвенным образом, свидетельствует размер погребального кургана лидийского царя Алиатта (рассказ о нем будет позже) — это самый большой курган на земном шаре, его высота 70 м., а диаметр 355 м.

По свидетельству Геродота этот курган был создан стараниями проституток города Сарды, греки называли его — курганом разврата. Хотя, известно, что они могли и привирать, так всегда недолюбливали лидийцев.

История в Архитектуре

После завоевания Малой Азии Александром Македонским в 4 в. до н.э. на месте храма фригийской богини был возведен более крупный храм в греческом стиле. Это был классический античный периптер.

Анатолийская Кибела превратилась в Артемиду, правда, есть все основания полагать, что суть богослужений в храме мало изменилась, так как культ Артемиды — богини охоты и плодородия, был схож с культом Матери Богов, поэтому можно предположить, что в новом храме проводились те же «таинства», что и в храме времен лидийских царей.

История в Архитектуре

Храм Артемиды в Сардах стал одним их самых больших античных храмов, его длина — 100 м., он в 1,5 раза больше афинского Парфенона. Строили его очень долго, начало храма положил кто-то из Селевкидов, а потом столетиями стройка продолжалась.

В 17 г. н.э. храм, как и весь город, сильно пострадал от землетрясения, возможно римлянам, тогдашним властителям Сард, пришлось его полностью перестраивать.

Тем более храм предназначался для возвеличивания уже культа римских императоров, археологи нашли здесь две колоссальные статуи — императора Антонина Пия и его жены Фаустины (2 в. н.э.).

История в Архитектуре

Интересно то, что все подобные святилища Артемиды в Малой Азии строились вне крепостных стен города и своих собственных оборонительных стен тоже не имели. При этом эти заведения были фантастически богаты и просто ломились от золота и ценных даров — и никакой защиты.

Этот невероятный факт может свидетельствовать сразу о нескольких вещах, во-первых, что древние, действительно, свято верили, что Великая Богиня в состоянии сама защитить свои храмы, и кстати, не только само помещение с его богатствами, например, известно, что подобный храм Артемиды в Эфесе служил убежищем для всякого рода гонимых людей: должников, беглых рабов — любой безоружный человек получал на территории храма неприкосновенность.

История в Архитектуре

А во-вторых, из подобного положения вещей вытекал еще один важный факт — так как сейчас мы все рационалисты и во всесильную богиню не очень верим, но и считать древних простаками весьма неправильно, можно предположить, что, действительно, существовали некие факторы, защищавшие богатства подобных храмов и не только их.

Скорее всего, условия жизни древних греков и лидийцев были таковы, что защищаться им было банально не от кого…

Все были свои — и лидийцы, и греки имели схожие верования, и в чем-то схожую культуру, и эта ситуация длилась весьма продолжительное время, кстати, подобные храмы были известны и в самой Греции, например, знаменитое святилище в Олимпии первоначально тоже не имело крепостных стен.

История в Архитектуре

Здесь можно прийти к выводу, что  великая античная, преимущественно греческая, цивилизация рождалась в сравнительно безопасных условиях, и это возможно был важнейший фактор ее существования — без безопасности не было бы и античных полисов, демократии, и всей Европы, такой какой мы ее знаем.

Хотя случались и исключения, которые только подтверждают базовый вывод. В 7 в. до н.э. запад Малой Азии подвергся массированным набегам киммерийцев — гостей из мрачных восточных глубин, которые уничтожили и храм Артемиды в Эфесе, и взяли приступом Сарды, скорее всего здешний храм Кибелы тоже пострадал, и натворили еще много неприятных дел — так что греки запомнили их, как выходцев из адских пучин, и впоследствии, изображали киммерийцев как жутких стражей ада, живущих на далеком севере.

Этот пример хорошо демонстрирует, как всего несколько военных походов «варваров» могут разрушить хрупкое местное культурное равновесие…

История в Архитектуре

В 4-5 вв. рядом с храмом была построена византийская церковь, это говорит о том, что само античное здание не использовалось христианами, и было заброшено.

Во всяком случае потребности в таком огромном сооружении уже не было, в византийское время Сарды потеряли свое былое великолепие.

При этом, для ранних христиан Сарды имели важное значение, не зря этот город упоминается в Откровении Иоанна Богослова:

«Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию»
И далее:

«И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим. Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся.

Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя. Впрочем у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых [одеждах], ибо они достойны.»

История в Архитектуре

Библейское определение Сардиса — «ты носишь имя, будто жив, но ты мертв», действительно, очень точно характеризовало состояние города в начале н.э.

Когда храм был обнаружен европейскими путешественниками, над поверхностью земли возвышались только эти две колоны, все его руины были занесены землей, сошедшей с горы акрополя.

История в Архитектуре

Храм Артемиды в Сардах, древней столице Лидии, одна из крупнейших построек ионического ордера (рис. 243; табл. 101).

Его размеры по стилобату составляют 48,5 x 104,0 м. При перестройке храма около 325 года до н. э., после пожара, была использована часть фундаментов и некоторые колонны святилища V века до н. э. В римскую эпоху он также претерпел небольшие изменения.

Храм имел 8 x 20 колонн. Он был псевдодиптеральным; подобная схема применялась в ионическом храме впервые и, быть может, поэтому была довольно своеобразно разработана по восточному и западному фасаду.

Шестиколонные простильные портики целлы имели значительную глубину и отстояли от колонн птерона всего лишь на один интерколумний (рис. 243).

История в Архитектуре

Пространства спереди и сзади наоса, вероятно, не имели перекрытия (рис. 244). Колонны простильного портика стояли на квадратных цоколях, между которыми находились ступени.

Средний пролет был значительно шире прочих, и все они постепенно сужались к углам. Базы колонн имели прекрасную порезку (табл. 104, фиг. 3). Сохранились также обломы, позволившие реконструировать обрамление громадного дверного проема целлы (рис. 245).

Храм в Сардах, строившийся в течение продолжительного времени, позволяет проследить некоторое изменение ордера. Так, показательно сравнение баз колонн этого храма, относящихся к V и IV векам до н.э., а также сопоставление их с базами других ионических храмов (рис. 246—247 а, б, в).

История в Архитектуре

Первые раскопки в Сардах были начаты в 1910 профессором Г.Батлером – главой экспедиции, организованной по инициативе Д.Робинсона.

Работы проводились в течение нескольких раскопочных сезонов, в том числе пятого в 1914 и шестого в 1922. Основным объектом исследования явился большой ионический псевдопериптерный храм Артемиды, две ионические колонны которого возвышались над землей на 9 м.

Строительство храма было начато в 4 в. на месте более ранних сооружений, разрушенных в 546. Храм имел по восемь колонн с торцов и по двадцать по боковым сторонам и глубокие портики. Две колонны восточного портика высотой в 18 м сохранились целиком, а еще тринадцать – на половину первоначальной высоты.

Две колонны имеют базы, скорее всего в подражание эфесским.

Одна капитель и одна база находятся сейчас в музее Метрополитен, где хранятся также несколько лидийских ваз, терракотовые маски и скульптуры, расписные терракотовые архитектурные плиты с отлитыми в форме рельефами, черепицы перекрытия и несколько лидийских надписей. Лидийцы первыми изобрели рифму.

Двуязычная надпись – по-лидийски и по-гречески – свидетельствует, что имя «Бахус» – лидийского происхождения. Удалось выявить много лидийских слов, но полностью лидийские тексты до сих пор не прочитаны.

Елена Обухова
 

и вся команда турагентства "Sweet-Travel" (Киев).

Click Here to Leave a Comment Below 0 comments
Яндекс.Метрика