Еда в самолете. Кто и где готовит обеды для авиапассажиров (+видео)
Почему в самолете всегда хочется томатного сока?
Хорошо ли работает система пищеварения на высоте 10 тысяч метров?
В тонкостях питания на борту разбиралась Виктория Боярская.
Любите вы самолетную еду или нет – представить без нее полет практически невозможно. Даже те из нас, кто сознательно игнорирует бортовое питание, понимают, что для остальных еда на борту – всегда волнительная встреча.
Есть некая желанная стабильность в этом незыблемом порядке: пристегнулись, взлетели и «сейчас вам будут предложены напитки и легкий завтрак».
Еда в самолете помогает забыть про десять тысяч под килем, заговорить с соседом – хотя бы ради того, чтобы выразить свое неудовольствие по поводу «этой брокколи».
Равнодушным, словом, не остается никто.
С авиагастрономией бывало всякое. Стремясь на волнах кризисов максимально удешевлять билеты, авиакомпании принимали решение сводить к минимуму полетный фуд-сервис:
заменяли горячий обед сэндвичем или пакетиком крекеров и предлагали пассажирам остальную еду за деньги.
Сегодня ситуация прямо противоположная. Подхватывая моду на органическое здоровое питание, перевозчики начали куда серьезнее относиться к меню.
Отчеты авиакомпаний, инвестирующих в повышение уровня питания на борту, показывают: вложения воспринимаются нами позитивно, работают на их имидж и полностью окупаются.
Современная и красиво поданная еда в самолете – для ведущих компаний вопрос престижа.
По данным независимого рейтинга портала AirlineTickets, по качеству еды на сегодняшний день лидируют «Сингапурские авиалинии» (эту компанию вообще чаще всего называют лучшей в мире в самых разнообразных рейтингах).
Следом идут Turkish Airlines, Etihad Airways, Cathay Pacific и Virgin America. Лидерство Singapore Airlines неудивительно – над меню, предлагаемым на международных рейсах, в авиакомпании работает команда из дюжины звездных шефов.
Все выше и выше
Удовольствие пробовать авторское меню от шефа предоставляется пассажирам первого и бизнес-классов. По неписаным международным стандартам бортового сервиса они вправе рассчитывать, что завтрак и ужин на высоте 10 тысяч метров им подадут в фарфоровой посуде, а не в пластике, напитки – в стеклянных бокалах. Никаких одноразовых бумажных салфеток и скатертей: только текстиль.
Летающие тарелки
Внешний вид посуды – часть имиджа авиакомпании; мы работаем именно в этом ключе. Например, создавая посуду для перелетов на экзотические курорты в тропиках, хотели передать легкость и атмосферу праздника, поэтому использовали яркие цвета – оранжевый, розовый, желтый, голубой – и полупрозрачный невесомый пластик».
На этом различия между питанием в первом, бизнес- и эконом-классах заканчиваются. Да, меню разнятся, но блюда для всего самолета будут приготовлены заранее, еще до того, как пассажиров пригласят на посадку. Даже еда по рецепту селебрити-шефа для пассажиров первого класса будет разогретой, поскольку поджарить стейк на бортовой кухне, если это не частный самолет, невозможно.
И рыба, и мясо
С экономклассом дело обстоит попроще: уместить идеалы высокой кухни в пластиковом лоточке размером 20 на 30 сантиметров никто не пытается, хотя приличные авиакомпании стремятся повысить качество еды, особенно на многочасовых рейсах.
Всегда готовы
Каждый, кто много летает, рано или поздно приходит к мысли, что выбор между рыбой и курицей – задача символическая. Курица все равно будет слегка резиновой, а рыба либо сухой, либо, наоборот, водянистой. «Неужели так трудно приготовить обычный кусок курицы?» – спросите вы себя (или несчастную стюардессу). Чтобы не утратить веру в человечество, разберемся, как и кто делает еду, попадающую на ваш откидной столик.
Бортовое питание для всех рейсов готовят в специальных цехах, расположенных на территории аэропорта. Обстановка там – как на рядовом пищевом предприятии или на очень большой кухне очень большого ресторана, правда, с некоторыми поправками. В ресторанной кухне главная нагрузка лежит на горячем цехе (то есть на поварах, которые жарят, варят и запекают), на фабрике же бортового питания основную работу выполняет холодный цех, потому что, по требованиям техники безопасности, количество плит и печей на кухне аэропорта ограничено.
Технология авиапитания подразумевает, что блюдо должно остаться приемлемым на вкус, даже если будет заморожено и заново разогрето. Поэтому и вариантов приготовления рыбы и мяса не так уж много. Более того, с момента, когда блюдо готово, до момента, когда стюардесса задаст сакраментальный вопрос «Рыба или курица?», проходит в среднем 12–15 часов. Готовые холодные закуски сервируют и упаковывают в ланч-боксы (в основном это делается вручную), горячее выкладывают в алюминиевые касалетки. Разогревать их будут уже прямо перед подачей на борту самолета.
Кстати, еда для экипажей самолетов готовится на той же фабрике, но меню пилотов скромней. Кроме того, из соображений безопасности им запрещены бобовые, мясо (в нем могут быть кости) и некоторые фруктовые соки.
Воздушная тревога
Некоторые пассажиры принципиально отказываются есть в самолете, считая, что в воздухе пищеварительная система функционирует не так, как на земле. Это миф.
Физическая способность здорового человека переваривать пищу не зависит ни от высоты, ни от давления. С точки зрения заботы о здоровье отказываться от питания во время авиапутешествия скорее вредно. Если перелет долгий, следует обязательно что-то есть каждые 3–4 часа, тем более что еда, предлагаемая на борту большинством авиакомпаний, в целом соответствует рекомендациям врачей: там достаточно много белка, к мясу обычно прилагается гарнир.
В любой момент вы можете попросить принести вам еще стакан воды или чашку горячего напитка. Чем больше жидкости вы будете пить в самолете, тем лучше.
Люди отказываются есть в самолете главным образом из-за психологического страха летать.
Кроме того, несмотря на то, что давление и разреженный сухой воздух не блокируют пищеварение, на наше восприятие еды эти факторы, несомненно, влияют, причем довольно неожиданным образом. Доказано, что чувствительность вкусовых рецепторов из-за разницы в давлении притупляется в среднем на 15 %. Другой фактор, ослабляющий вкус, – монотонный шум двигателя.
Наибольшую активность сохраняют рецепторы, отвечающие за восприятие соленого и кислого: именно по этой причине мы в полете заказываем томатный сок и чай с лимоном, даже если в обычной жизни их не пьем.
Еще одна, диаметрально противоположная реакция на высоту – обострение обоняния. От сухого воздуха во время перелета страдают не только кожа и глаза, но и слизистая носа – ароматы воспринимаются острее.
Усиленное обоняние налагает на авиа-еду дополнительное ограничение: она ни при каких условиях не должна пахнуть слишком сильно, чтобы не провоцировать у особо чувствительных к запахам пассажиров тошноту и другие нежелательные реакции.
Именно это диктует техники приготовления еды и выбор продуктов. Как бы авиакомпании ни хотелось угостить людей каре ягненка на гриле, самолет для этого явно не лучшее место».
Технологи бортового питания пришли к выводу, что оптимальный способ сделать еду в самолете приятной – это только повышать ее внешнюю привлекательность: содержимое тарелки на высоте мы любим прежде всего глазами.
Радовать глаз
Исследователи и фуд-дизайнеры учитывают различные факторы – цвет, форму, геометрию, ритмичность композиции. Идеология и подача бортпитания доведена до совершенства.
У большинства пассажиров еда напрямую ассоциируется с пунктом прибытия и вызывает положительные ассоциации. Кроме простых пищевых привычек, характерных для представителей конкретной культуры, в эту еду заложен и определенный визуальный код.
Известно, что азиатам всегда приятно видеть в тарелке еду белого цвета, ведь он связан у них с рисом – самой естественной и знакомой с детства пищей.
А, скажем, скандинавы в большинстве своем рады блюдам розоватых оттенков, таких, как их традиционные лосось или оленина».
Действительно, сегодня большинство авиакомпаний предлагает пассажирам блюда, так или иначе связанные с кухней страны, куда они летят, пусть и готовятся они в аэропорту вылета в соответствии со стандартами международной санитарной безопасности: еда, которой больше 15–20 часов, является несвежей и не может попасть на борт.
Считать национальную еду из самолета полностью аутентичной, конечно, нельзя, а вот быть уверенным в том, что она безопасна и не испорчена, точно можно.
Сели – поели
«Идеальная модель питания на борту, к которой стремятся ведущие авиакомпании, – это ресторанное качество еды и сервиса при соблюдении всех авиационных правил безопасности, – рассказывает Калле Руусканен, управляющий директор компании SSP Finland, обеспечивающей фуд-сервис аэропорта Вантаа в Хельсинки. – И если двадцать или даже десять лет назад эта идея казалась утопической, то сегодня она вполне осуществима». Прежде всего высокий класс бортового питания подразумевает использование максимально качественных и исключительно свежих продуктов, какими бы редкими они ни были. Второй момент – технология, позволяющая сохранять свойства свежеприготовленного продукта дольше. Люк Манган, шеф-консультант авиакомпании Virgin Australia, считает, что будущее – за cuisine sous vide, приготовлением продуктов в вакуумной упаковке: «Эту технику уже активно осваивают в ресторанах, но авиакомпании пока только начинают экспериментировать с ней, хотя у такого метода, несомненно, огромный потенциал». Первый горячий обед на борту самолета был подан в 1936 году на рейсе United Airlines. С тех пор принцип организации питания в самолете не слишком поменялся. И ждать революции в этой области вряд ли стоит. По мнению Кале Руусканена, индустрия тревел-питания движется по пути постепенной, неспешной эволюции: «С момента, когда шефы начинают экспериментировать с новыми продуктами и техниками, до дня, когда вы попробуете результат их экспериментов на борту, может пройти несколько лет».
Задача – полегче
На борту каждый грамм на вес золота, ведь чем тяжелее воздушное судно, тем больше расход топлива.
Japan Airlines заказывает ложки и вилки с утонченными рукоятками на 2 г легче обычных.
KLM оборудует самолеты облегченными тележками не из металла, а из полипропилена.
Qantas загружают на борт питьевую воду по количеству не посадочных мест, а пассажиров, зарегистрировавшихся на рейс.
Virgin Atlantic снимает с порционных кусков хлеба прозрачную пленку.
JetBlue крекеры и печенья заменяет чипсами.
SAS используют пластиковые стаканы, весящие на 2 г меньше обычных. Что неплохо и для экологии: за год выбросы в атмосферу сокращаются на 16 тонн, а за счет бумажных пакетов для молока их становится меньше еще на 160 тонн.
Не к месту
По правилам HACCP (Hazard Analysis and Critical Control Points ) некоторым продуктам вход в авиаменю воспрещен. Среди них: любое сырое мясо, сашими, устрицы, мидии, моллюски и ракообразные, рыба тропических рифов Тихого океана, Вест-Индии и Флориды в любом виде: желтохвост, барракуда, испанская макрель, коралловая форель, рифовый окунь, групер; сырые ростки бобов и других растений и трав, которые трудно промыть; заливные блюда, приготовленные без желатина; непастеризованные сливки, молоко, мягкий сыр, приготовленный из сырого молока; непастеризованные фруктовые соки; сырая кокосовая стружка как гарнир или украшение блюда.
На наличие микроорганизмов особенно тщательно проверяются: десерты, приготовленные на основе сливочного масла – с заварным кремом и сливками рис хлебные злаки креветки, выловленные где бы то ни было, кроме Северной Атлантики вяленое мясо сосиски свежий паштет бекон грибы.
Автор: Виктория Боярская, источник Traveller.