Путешествия…. Камбоджа. Часть 2. Храмовые комплексы
6. Храмовый комплекс Ангкор (г. Сиемреап)
Помимо незабываемых природных ландшафтов и многочисленных исторических памятников, есть в Камбодже и поистине колоссальные сооружения, свидетельствующие о существовании особых цивилизаций. Храмовый комплекс Ангкор — это уникальная достопримечательность Камбоджи, представляющая собой комплекс храмов из камня, оформленных в едином архитектурном стиле, но различных по форме. Комплекс сооружений имеет богатейшее историческое прошлое и был сооружён ещё во времена цивилизации кхмеров, в период с 9 по 12 век. Главной жемчужиной храмового комплекса, несомненно, является крупнейший храм Ангкор Ват, площади которого составляют примерно 2,5 квадратных километра. А все храмы Ангкора занимают огромную площадь — около 200 квадратных километров, поэтому для ознакомления с территориями археологического парка современным путешественникам потребуется несколько дней.
Храмы Ангкора представляют собой церемониальные сооружения, но каждое из них по-своему уникально. Всего здесь выделяют несколько видов храмов:
- Храм-гора — сооружение в форме многоступенчатой пирамиды, свойственное периоду расцвета цивилизации кхмеров, посвящённое индуистскому богу Шиве;
- Храм на уровне земли — сооружение, посвящённое предкам, основными особенностями которого являются большие и массивные платформы-основания, богатая скульптурная отделка и искусно выполненная резьба по камню;
- Храм-гора на уровне земли — этот тип появился в результате развития инженерной мысли кхмеров и воплощает в себе две предыдущих формы храма;
- Храм-монастырь — огромное церемониальное сооружение, окружённое многочисленными постройками и богато украшенное скульптурами и барельефами.
1. Храм Ангкор Ват (5 км от г. Сиемреап)
Храмовый комплекс Ангкор Ват считается главной достопримечательностью Камбоджи и великим достоянием страны — изображение храма есть и на государственном флаге, и на гербе Камбоджи. Да что уж говорить, многие считают этот храм одним из самых красивых мест в мире!
Открытие скрытого в джунглях храмового комплекса, возведённого в 9-14 веках н.э., произошло лишь каких-то полтора столетия назад. В 1868 году путешественник из Франции Анри Муйо, блуждая по джунглям, обнаружил каменные сооружения и вскоре понял, что совершил важнейшее историческое открытие. Так в истории Камбоджи появился великий этап — эпоха Ангкорской цивилизации. Много столетий назад камбоджийским государством правил Джайяварман II, этому правителю и приписывается создание Ангкорской империи. В эту эпоху и был создан храм Ангкор Ват, посвящённый богу Вишну.
Крупнейший храм Ангкор Ват располагается в центре обширного храмового комплекса, включающего порядка двухсот храмов. Ангкор Ват окружён рвом, наполняющимся в сезон дождей, и стеной, а попасть внутрь храма можно через главный портал. Большой интерес как для посетителей, так и для исследователей, представляет резьба на стенах храма. На стенах высечены изображения, достигающие в длину многих километров, и повествующие как об эпизодах индийской мифологии, так и о реальных исторических событиях.
10. Храм Байон (древний город Ангкор-Тхом)
Вблизи храмового комплекса Ангкор-Ват расположилась другая древнейшая достопримечательность Камбоджи — величественный храм Байон, расположенный в самом центре древнего города Ангкор-Тхом и выделяющийся своими внушительными размерами — его площадь составляет 9 кв. км.
Можно сказать, что Байон конкурирует с храмом Ангкор-Ват в звании любимого архитектурного памятника путешественников. Оба храма производят, несомненно, сильное впечатление, однако различен их дизайн, внешняя архитектура и внутреннее убранство.
Исходя из археологических раскопок, храм Байон датируется концом 12 века. Форма храма, символизм его архитектуры, монументальность строений — всё это придаёт образу храма некую мистическую загадочность.
На 54 башнях Байона высечены более 208 ликов, олицетворяющих вездесущность правителя. Широкий лоб, опущенные глаза, рот со слегка поднятыми уголками, раздутые ноздри — это сочетание создаёт характерную «улыбку Ангкора». На каждой из башен красуются 4 человеческих лица высотой около 2 метров, обращённых в разные стороны света. Число башен соответствует числу провинций средневековой Камбоджи, центральная башня среди них олицетворяет правителя и его власть.
Барельефы, украшающие стены храма изнутри, символизируют жизнь королевства в средневековье и отражают все сферы жизни людей в ту эпоху — особенности быта и развлечений, труда и отдыха. В целом, искусство того времени достигло невиданного рассвета и впоследствии стало именоваться как «Эпоха Байона».
Храмы Камбоджи — комплекс Ангкор
Этот раздел, написанный в качестве руководства для посещения древнего храмового города — Ангкора, может стать пособием в придверии визита в Ангкор, или послесловием уже после посещения Ангкора для закрепления впечатлений. Исторические цитаты от первых современных посетителей Ангкора включены в текст, также в текст включены и легенды связанные с этим местом.
Посещение храмов Камбоджи
Все зависит от количества времени, которое посетитель готов провести в Ангкоре. Также нужно учитывать качество дорог, близость храмов и погоду, от которой зависит благоприятное освещение.
Осмотр некоторых лучше начинать с главного входа, чтобы по-настоящему оценить пространство и убранство. Храмы обращены на одну из сторон света, что можно использовать как точку отсчета.
Храм Ангкор-Ват является очень удачным объектом для фотоснимков. Памятники и окружающие их джунгли дают возможность создать неограниченное количество разнообразнейших фотографий.
Обычно в этом регионе облачно. Облака рассеивают свет, благодаря чему он становится слегка приглушенным, однако не теряет своей насыщенности. Поскольку большая часть строений обращена на восток, наилучшее освещение они получают утром. Исключение составляет Ангкор-Ват: он обращен на запад, поэтому фотографировать его лучше днем. Храмы, находящиеся в джунглях (например, Та-Прохм и Прах-Кхан) лучше фотографировать, когда солнце находится прямо у вас над головой и сияет сквозь листву деревьев. Не ожидаешь увидеть огромные размеры и невообразимую красоту Ангкора, а потом никак не можешь покинуть это место. Фотографии и виды Ангкора навсегда остаются в памяти. Ты не сможешь до конца попрощаться с Ангкором, потому что его волшебство последуют за тобой повсюду, куда бы ни завела тебя судьба и боги. Это волшебство будет наполнять красками мысли и мечты до последнего вздоха. Достопримечательности Ангкора носят современные названия, данные им камбоджийцами и первыми путешественниками из Европы.
Храм Ангкор Ват (Angkor Wat)
Ангкор-Ват не имеет себе равных по красоте и степени сохранности. Его величие и великолепие превосходят величие Фараонов, производимое им впечатление сильнее, чем впечатление от Пирамид, а художественная выразительность сравнится разве что с Тадж-Махалом. Ангкор Ват располагается в 6 км (4 мили) к северу от Сиемреапа, к югу от Ангкор-Тхома. Вход в Ангкор-Ват и выход из него осуществляется только через западные ворота.
Ангкор-Ват был построен в первой половине 12 века в период правления короля Сурьявармана II в честь индуистского бога Вишну. Строительство храма длилось около 30 лет.
История Ангкор-Вата
Ангкор-Ват является самым крупным и хорошо сохранившимся объектом Ангкорской группы. Совершенство его структуры, баланса, пропорций, рельефа и скульптур делают его одним из величайших архитектурных памятников в мире.
«Ват» в переводе с кхмерского означает «храм». Вероятно, это слово было добавлено к слову «Ангкор», когда в 16 веке его заняли последователи Тхеравады. После 1432 года, когда столицей королевства стал город Пномпень, за Ангкор-Ват стали отвечать буддистские монахи.
Ангкор-Ват был построен для захоронения в нем короля Сурьявармана II.Проводя параллель между заходящим солнцем и смертью, храм обращен на запад. Также в пользу этой теории говорят барельефы, расположенные слева направо в соответствии с индуистским погребальным ритуалом.
Архитектурный план Ангор-Вата
Когда идешь по самому Ангкор-Вату, определить его архитектурный план очень тяжело из-за огромных размеров храмового комплекса. Такая сложность и красота и привлекают, и отвлекают внимание. Издалека Ангкор-Ват кажется колоссальным каменным массивом, к которому ведет длинная мощеная дорога.
Высота Ангкор-Вата от земли до вершины центральной башни больше, чем может показаться: 65 метров. Храм состоит из трех треугольных или квадратных уровней (1-3). Каждый последующий меньше и выше предыдущего.
Первый и второй уровень окаймляются крытыми галереями с колоннами. Третий уровень поддерживают пять башен — четыре по углам и одна в середине. Эти башни являются наиболее выразительным архитектурным элементом Ангкор-Вата. Иногда такая форма расположения называется квинканс. Возвышающиеся один над другим уровни придают башням коническую форму.
Символизм
Ангкор Ват это миниатюрная каменная копия вселенной и представляет собой земную модель космического устройства. Центральная башня возвышается в центре храма, символизируя мифическую гору Меру, находящуюся в центре вселенной. Пять башен соответствую пикам горы Меру. Внешняя стена символизирует горы на краю света, а ров, окружающий храмовый комплекс, — океаны.
Расположение Ангор-Вата
Несмотря на то, что Анкгор-Ват является наиболее фотографируемым кхмерским архитектурным памятником, фотографии не могут передать всего его величия. Об этом писал еще 100 лет назад Франк Винсент: «Вид этого чуда производит неизгладимое впечатление: красота, романтика, величие — все это нужно понимать и ценить. На этот храм невозможно взглянуть без трепета, без чувства, будто ты взмыл в небеса. Это, наверное, самое впечатляющее строение в мире».
Ангкор-Ват занимает территорию прямоугольной формы площадью в 208 гектар (500 акров). Территория храмового комплекса огорожена латеритовой стеной. Комплекс окружен рвом, который можно пересечь по длинной мощеной дороге из песчаника (длина — 250 м (820 футов), ширина — 12 м (39 футов)). Дорога служит главным проходом в комплекс. Ширина рва составляет 200 м (656 футов), периметр рва — 5,5 км (3,4 мили).
Западный вход начинается с лестницы, ведущей на террасу из песчаника в форме креста у основания длинной мощеной дороги. По обеим сторонам террасы сидят, охраняя храм, огромные каменные львы. Впереди можно увидеть конец мощеной дороги и ворота с тремя башнями различной высоты. Эти башни у входа частично закрывают вид на пять башен в центральной области храма. Длинный проход с квадратными колоннами и изогнутой крышей простирается вдоль рва слева направо от расположенной у входа башни. Это великолепный фасад Ангкор-Вата и образец классической кхмерской архитектуры.
Почти 70 лет назад, побывав на террасе Ангкор-Вата, Хелен Черчилль Канди написала: «Любой архитектор пришел бы в восторг от гармоничности фасада — непрерывный ряд колонн, ведущий от дальних углов к центральному входу, где располагаются три башни с разрушенными верхушками«. Первоначально фасад представлял собой другой ряд колонн с крышей. Об этом свидетельствуют круглые отверстия в колоннах.
В 20-х годах XX века, когда Кейзи шагал по этой мощеной дороге, он заметил одну особенность ее строения. Плиты, из которых она состояла, были неправильной формы, что означало, что они должны были быть обработаны долотом, чтобы подходить друг к другу. При полуденном освещении дорога кажется длинной полоской муара. С левой стороны дороги, чуть не доходя до ее середины, находятся две ступни из песчаника. Они принадлежат одной из статуй, которая располагается у входа в Ангкор-Тхом, и были привезены в Ангкор-Ват в этом веке, когда мощеная дорога ремонтировалась.
Верхние части трех секций этой башни — одна в центре и две по бокам — обвалились. Подходы по обеим концам галереи, возможно, служили проходом для слонов, лошадей и повозок, поскольку они размещаются на самом нижнем уровне.
Когда в 1920 году Хелен Черчилль Канди увидела эти проходы, она отметила, что идея создания строения, предусматривающего проходы для слонов, была очень необычной. Статуя стоящего Вишну (с восемью руками) находится справа от башни у входа. Слева, на потолке башни видны следы первоначального цвета. Продолжайте идти на запад вдоль второй дорожки (длина 350 м (1148 футов), ширина 9 м (30 футов)).
По обеим сторонам расположена низкая балюстрада, напоминающая тело змеи. Балюстраду поддерживают небольшие колонны. Если посмотреть на запад, то можно увидеть знаменитую панораму Ангкор-Вата, изображенную на Камбоджийском флаге. Стоя в этой точке, хочется сфотографировать пять чудесных куполов — друзей неба, сестер облаков ?и понять, находишься ли ты в реальном мире или в выдуманной фантазии. Шесть пар торжественных лестниц с платформами по обеим сторонам дороги ведут во внутренний двор.
Лестницу обрамляет продолжающаяся балюстрада в виде змеи. Такую структуру иногда называют посадочной платформой. В конце балюстрады змея под прямым углом устремляется к небу и грациозно расправляет свои девять голов в форме веера. Во внутреннем дворе, прямо за серединой мощеной дороги, находятся два здания, в которых расположена библиотека. Эти «драгоценные шкатулки кхмерского искусства» имеют идеальную форму.
Большая центральная область, колонны и ступени расположены в форме креста. Для прочности некоторые колонны были заменены на цементные. Первоначальная колонна располагается перед левым зданием библиотеки. Перед зданиями библиотеки находятся два водоема (длина — 65 м (213 футов), ширина — 50 м(164 фута)). Водоем слева заполнен водой, а второй обычно пуст.
Терраса характеризуется поддерживающими колоннами и вырезанными рисунками у ее основания. С трех сторон террасы располагаются лестницы, по обеим сторонам которых сидят львы. Здесь проводились ритуальные танцы. Возможно, что именно с этой точки король наблюдал за процессиями и принимал иностранных гостей. В 20-х годах Кейзи отмечал: «Невозможно не почувствовать, что лишь несколько часов назад в этом месте пульсировала жизнь. Над алтарями горели факелы. Священники шептали ритуальные молитвы. По лестницам порхали танцующие девушки…Это было лишь час или два назад, не более…».
С террасы открывается прекрасный вид на галерею первого уровня, которая называется «Галерея барельефов» (215 x 187м (705×614 футов)). Внешняя сторона, которая ближе к посетителям, представляет собой ряд из 60 колонн. Внутренняя сторона представляет собой непрерывную стену, украшенную барельефами.
Строгость внешней стены галереи второго уровня компенсируется ее внутренним убранством. Стены галереи украшены более 1500 апсарами (небесные танцовщицы). Эти красивые грациозные создания приводят посетителей в восторг.
Когда впервые входишь во двор, то такое множество танцующих женских фигур может показаться однообразным. Но если подойти ближе и присмотреться, то видно, что все они разные и отличаются прическами, одеянием и украшениями. Эти эфирные обитательницы небес изображены в Ангкор-Вате по две или три.
В 17 веке камбоджийский поэт Панг писал об апсарах: «Миллионы грациозных существ наполняют тебя такими эмоциями, что твои глаза не устают, душа обновляется, а сердце насыщается! Они не были вырезаны руками человека! Они были созданы богами — живые, прекрасные женщины!«. На третий уровень Ангкор-Вата допускались лишь высшие священники и король. На третьем уровне нет крытых галерей, как на двух других, но этот уровень является основой для пяти центральных башен, на одной из которых расположен самое священное изображение храма.
Высота квадратной основы (длина — 60 м) верхнего уровня составляет 13 м и возвышается над вторым уровнем на 40 м. В центре каждой стороны расположены двенадцать лестниц с 40 ступенями каждая. По углам имеются еще две лестницы с углом наклона в 70°, обеспечивающих доступ на этот уровень.
Третий уровень представляет собой пространство в форме креста и характеризуется крытыми галереями и четырьмя мощеными дворами. На верху каждой лестницы расположены башня и колонны. Башня у входа соединяется с центральной структурой при помощи коридоров, которые с двух сторон поддерживаются двойными рядами колонн. В углах верхнего уровня расположены четыре башни. Ступени одновременно и соединяют, и разделяют различные части структуры. Верхний уровень опоясывается узкой крытой галереей с двойным рядом колонн, а на внешней стороны расположены окна и балюстрады. Центральное святилище возвышается над верхним уровнем на 42 м. Высота самой большой из пяти башен равна высоте собор Нотр-Дам в Париже. В центральном святилище хранится священное изображение храма. Первоначально там было четыре прохода, обращенные на четыре стороны света, однако они были закрыты через некоторое время после разграбления Анкгор-Вата в середине 15 века. Почти 500 лет спустя французские археологи обнаружили вертикальное углубление в центре верхнего уровня на глубине 27 м, в котором находилось множество изделий из золота. С верхней точки храма наконец-то можно увидеть весь архитектурный план Ангкор-Вата. Открывается вид потрясающей красоты, подтверждающий гениальную способностью кхмерской архитектуры к созданию гармоничных пропорций.
Галерея барельефов
«Они привлекают внимание своей красотой и удерживают его своей необычностью«, — писала Хелен Черчилль Канди в барельефах в 1920 году. Галерея барельефов, опоясывающая первый уровень Ангкор-Вата, представляет собой 1200 м 2изображений, вырезанных из песчаника. Барельефы покрывают большую часть внутренней стены со всех четырех стороны галерей. Их высота составляет 2 м.
Детали, качество композиции и исполнения дают им право относиться к величайшим образцам мирового искусства. Колонны, расположенные вдоль внешней стены галереи, создают на рельефе интересную игру света и тени. В результате получается эффект текстурных обоев, которые похожи скорее на работу художников, нежели скульпторов. Барельефы отличаются невероятно богатым убранством — творение, обладающее мощью, спокойствием, воображением и силой фантазии, и производящее впечатление «высочайшего достоинства», как писал один посетитель 50 лет назад.
Барельефы разделяются на 8 частей — по две на каждой стене квадратной галереи. Каждая часть отражает определенную тему. Более того, по углам восточной Галереи имеются два павильона, в которых также изображены различные темы.
Панели с барельефами расположены горизонтально и обычно состоят из двух или трех частей. В некоторых местах края панелей тоже декорированы. Темы для барельефов брались их двух основных источников — индийский эпос и священные книги и военные предметы Ангкорского периода. Некоторые ученые предполагают, что расположение барельефа зависело от темы, отраженной в нем. Например, барельефы на восточной и западной стенах изображают темы, связанные с восходом и закатом солнца. Слово «ба» означает «низкий» или «мелкий» и означает степень проекции рельефа. Метод создания рельефов в Ангкор-Вате заключался в том, что мастера вырезали фон, оставляя таким образом само изображение в рельефе. Поверхность некоторых рельефов кажется отполированной.
Это можно объяснить двумя теориями. Наличие и расположение отполированных участков в важных частях рельефа дает основание предположить, что это дело рук посетителей, которые постоянно прикасались к поверхности. На некоторых рельефах также видны следы позолоты и краски, в частности — черной и красной. Это, возможно, остатки грунтовки или закрепляющего вещества. На некоторые барельефах изображены самые обычные предметы и явления. Река изображена в виде двух параллельных вертикальных линий, между которым плавает рыба. Как и в египетском искусстве, ранг человека определяется размером его изображения: чем выше ранг, тем больше размер. В сценах сражений сломанная рукоятка на зонтике вождя означает поражение. Временная отдаленность сцены определяется по количеству планок, размещенных одна над другой: чем выше такая «стена», тем древнее изображенное событие. Фигуры с разведенными ногами и согнутыми коленями означает пребывание в полете.
Посещение Галереи барельефов
Те, кто захочет подольше остаться в этой замечательной Галерее барельефов, обязательно откроют для себя что-то новое, ведь Ангкор-Ват предлагает посетителям множество приятных сюрпризов.
Западная галерея — битва на курукшетре
Эта сцена является главной темой, описанной в древнеиндийском эпосе «Махабхарата». В сцене изображена последняя битва в Курукшетре — одной из индийский провинций — между двоюродными братьями, которые враждовали между собой. Армии Кауравов и Пандавов приближаются друг к другу, направляясь к центру панели. Принадлежность воинов к тому или иному клану можно определить по их головным уборам. Сцена начинается с того, что в битву вступает пехота, а музыканты в это время играют ритмичную мелодию. Этот барельеф изображает рукопашный бой, в котором погибло множество воинов.
Старшие офицеры и генералы, изображенные в большом масштабе, наблюдают за ходом битвы из колесниц или восседая на слонах и лошадях. Напряжение сцены постепенно возрастает и достигает кульминации в рукопашном бою. Бисма (изображенный в начале панели), один из героев «Махабхарата» и предводитель кауравов, был поражен стрелой и теперь умирает, окруженный своими верными воинами. Арджуна (человек со щитом, на котором изображено лицо демона раху) пускает стрелу в своего единокровного брата Карну и убивает его. После смерти Кришна (с четырьмя руками) становится возничим на колеснице Арджуны.
Угловой павильон (юго-запад)
Зайдите в павильон и осмотрите сцены, изображенные перед вами. Затем продолжите движение по павильону по часовой стрелке. Барельеф в этом павильоне изображает сцены из древнеиндийского эпоса «Рамаяна».
Восток
А — Слева, Праздник воды; два корабля с апсарами, игроки в шахматы (верхний корабль)
В — Центр, над дверью: Бог принимает дары
Юг
С — Слева, сверху вниз. Битва между Вали и королем обезьян Сугрива; Рама пронзает Вали стрелой, Вали умирает на руках своей жены (трехконечный головной убор); обезьяны оплакивают его смерть
D — Центр, над дверью: убийство демона; Кришна гасит огонь
E — Слева: Шива сидит со своей женой Паравати на горе Кайлас
F — Центр, над дверью: Кришна вырывает деревья при помощи камня
G — Справа: Равана в обличье хамелеона является во дворце Индры
Север
H — Левая сторона: Взбивание Молочного моря
I — Центральная часть, над дверью: Рама убивает Марику, который в обличье золотого оленя помогал похитить Ситу
J — Правая сторона: Кришна поднимает холм Говардхана, чтобы пастухи и овцы могли укрыться под ним от шторма, посланного разгневанным Индрой.
Южная (историческая) галерея — армия короля Сурьявармана II
В этой галерее изображена великолепная триумфальная процессия воинов, возвращающихся после битвы между кхмерами и их врагами. На рельефе изображены использовавшиеся боевые методы, преимущественно рукопашный бой, поскольку в те времена люди еще ничего не знали о технике и огнестрельном оружии.
На заднем фоне невероятно правдоподобно и натуралистично изображены деревья и животные. В качестве центральной фигуры этой галереи выступает император Сурьяварман II, по приказу которого был построен храмовый комплекс Ангкор-Ват. Сурьяварман II изображен в галерее дважды. Он подписан своим посмертным именем, что дает основание предполагать, что надпись была нанесена уже после его смерти. В треугольных отверстиях, беспорядочно вырезанных в галерее, могли находиться ценные предметы, хранившиеся в Ангкор-Вате. На верхнем ярусе император, на теле которого видна позолота, проводит собрание на вершины горы, окруженной лесом.
Вся армия собирается вместе для проведения осмотра, и командиры, восседающие на слонах, объединяют свои войска, которые начинают маршировать навстречу врагу. Ранг командира можно определить по надписи около его изображения. Император Сурьяварман II сидит верхом на слоне (головной убор конической формы, меч через плечо). Его окружают слуги, держащие 15 зонтиков. Вишну восседает на Гаруде, которая сидит на флагштоке неподалеку от слона короля. В оживленной и шумной процессии Священного огня участвуют знаменосцы, музыканты и шуты. Брахманы поют под аккомпанемент цимбал. В паланкинах несут королевские жертвоприношения.
Ближе к концу панели: к процессии присоединяются войска тайских воинов (в гофрированных юбках с цветочным рисунком; волосы заплетены в косы; головные уборы с перьями; короткие усы), возглавляемые командиром верхом на слоне. Вероятно, тайские войска были наемниками из провинции Лоуво (нынешняя провинция Лопбури), укрепившими кхмерскую армию. На кхмерских воинах шлемы, украшенные рогами различных животных (оленей, лошадей). На некоторых щитах изображены чудовища.
Суд ямы. Небеса и ад.
На трех ярусах изображен проводимый Ямой суд над человечеством, а на других двух ярусах — небеса и ад. Судя по надписям, тут изображено 37 небес, где можно бродить по прекрасным дворцам, и 32 ада со сценами наказания и страдания. Небеса и ад отделены друг от друга портьерами и апсарами. В низу нижнего яруса изображен ряд Гаруд. Крыша галереи была разрушена молнией в 1947 году, но затем потолок был восстановлен усилиями французов. На всадниках, изображенных в начале панели, видны следы позолоты. Нижняя часть панели была серьезно повреждена, и трещины были замазаны цементом.
Нижний ярус: Верховный судья Яма (многорукий, имеет посох и ездит верхом на буйволе) указывает своим помощникам на верхнюю дорогу, представляющую Небеса, и нижнюю дорогу, представляющую Ад. Духи умерших людей ожидают его приговора. Помощники Ямы толкают злодеев в дверцу, ведущую в Ад, где они несут различные наказания. Например, тех людей, которые при жизни постоянно передали, распиливают пополам, а у преступников переламывают кости. На одних наказуемых надеты железные кандалы, в головы других воткнуты гвозди. Верхний ярус: Гаруды и апсары поддерживают небесный дворец, парящий в воздухе.
Восточная галерея — Взбивание молочного моря
Это наиболее известный барельеф Ангкор-Вата, основывающийся на древнеиндийском эпосе «Бхагавата-пурана». В этой сцене ангелы и демоны взбивают Молочное море, чтобы получить амриту — эликсир жизни. Они хотят вернуть потерянные сокровища — источник бессмертия, богиню богатства Лакшми, молоко белого слона Индры и нимфу красоты. Эти объекты символизируют благополучие и процветание. Это событие происходит во время второго пришествия Вишну, когда он вернулся в образе черепахи.
Сцена занимает три яруса. В нижнем ярусе представлены различные морские животные — как настоящие, так и мифические. Нижний ярус окаймляет змея. С одной стороны среднего яруса изображен ряд из 92 демонов (круглые выпученные глаза, шлемы с гребнями), а с другой стороны — ряд из 88 богов (миндалевидные глаза, головные уборы конической формы). Демоны и боги взбивают море телом змея Васуки. Им помогает Хануман — бог обезьян. Вишну в обличье черепахи держит на своем панцире гору Мандара, вокруг которой и происходит взбивание. Вишну находится на дне Моря. Демоны держат змея за голову, а боги — за хвост. Ритмично вращая длинное тело змея, они взбалтывают им море.
Боги и демоны подчиняются трем богам (их изображения больше по размеру). Индра стоит над Вишну, а справа союзник богов Хануман щекочет змея Васуки. Верхний ярус: во время взбивания моря появляются различные женские духи. В этой сцене снова изображен Вишну, однако уже в образе человека. Он управляет взбиванием моря, которое, согласно легенде, длилось более тысячи лет.
Здесь изображены и другие существа — например, трехглавый слон Индры, апсары и богиня красоты Лакшми. На морских волнах виден смертельный яд, который изрыгнул змей Васуки. Опасаясь, что яд может погубить богов и демонов, Брахма просит Шиву выпить яд, который оставит незаживающий след в его горле. Шива повинуется, и в результате производит амриту. Демоны бросаются, чтобы перехватить элексир. Вишну спешит на помощь, приняв образ обворожительной красавицы Майи. Вишну удается спасти драгоценную жидкость.
Надпись
В середине Восточной галереи имеется интересная надпись, относящаяся к началу XVIII века — времени, когда Ангкор-Ват был буддистским монастырем. В надписи рассказано об управляющем одной из провинций, который построил небольшую гробницу, чтобы хранить там кости своей жены и детей. Гробница находится в плохом состоянии, однако она четко видна. Она расположена прямо перед надписью в галерее.
Победа Вишну над Демонами.
Барельефы в Восточной галерее и в южной части Северной галереи, должно быть, были завершены позже, в XV или XVI столетии. Об этом свидетельствуют некая скованность, церемонность в изображении фигур и невысокий уровень мастерства. Армия демонов направляется к центру панели. В центре изображен четырехрукий Вишну, сидящий на Гаруде.
Затем следует сцена битвы. Вишну поражает своих врагов, наступающих со всех сторон, отбрасывая от себя их тела. Предводители демонов (сидящие верхом на животных или едущие в колесницах, запряженных чудовищами) окружены воинами. К ним присоединяется другая группа воинов (с луками и стрелами) под предводительством своих вождей, которые едут на колесницах или сидят верхом на огромных павлинах.
Победа Кришну над королем демонов Баной
В начале панели Вишну в образе Кришны восседает на Гаруде. Агни, многорукий бог огня, сидит верхом на носороге позади Вишну. Эта сцена изображена несколько раз. Окружающая город стена пылает, что мешает Кришне и его армии богов проникнуть в город. Эта сцена с Кришну также повторяется на панели несколько раз. Гаруда тушит пожар водой из священной реки Ганг. Многорукий демон Бана (верхом на носороге) приближается к армии богов с другой стороны. Правая область панели: Кришна (1000 голов, руки скрещены на груди) становится на колени перед Шивой, который восседает на троне на горе Кайлас со своей женой Парвати и сыном Ганеса (с головой слона). Они просят Шиву помиловать Бану.
Битва между Богами и Демонами
21 бог Брахманского пантеона шагает в процессии, неся свои классически атрибуты и восседая на традиционных для них животных. Изображены сцены противостояния одного бога одному демону. На заднем плане изображена битва между армиями, выступающими на стороне богов и на стороне демонов. Бог богатства Кубера (с луком и стрелами) предстает верхом на яке, бог войны Сканда (многоголовый и многорукий) — на павлине, Индра ? на слоне, четырехрукий Вишну — на Гаруде. Бог смерти и правосудия (с мечом и щитом) Яма стоит в колеснице, запряженной лошадьми. Бог воды Вариан запряг и оседлал пятиглавого змея.
Угловой павильон (северо-запад)
Зайдя в павильон, двигайтесь против часовой стрелки. Несколько сцен в этом павильоне сохранились в хорошем состоянии.
Север
А — Справа: женская часть дворца.
В — Центр, над дверью: попытка похищения Ситы в лесу
С — Слева, изображение серьезно повреждено: сцена из «Рамаяны»
Сверху: ярус с обезьянами и погребальный костер
Запад
D — Справа: Рама в своей колеснице, запряженной гусями, возвращается с победой в город Айодхья
E -Центр, над дверью: Рама и Лакшмана окружены обезьянами
F — Слева: Беседа между Ситой и Хануманом в лесу; Хануман дает Сите кольцо Рамы.
Юг
G — Справа: Сидящий четырехрукий Вишну окружен апсарами
H — Центр, над дверью: Рама и Лакшмана сражаются с чудовищем (без головы, лицо на животе)
I — Слева: Рама побеждает в соревновании среди лучников; Рама и Сита сидят вместе.
Восток
J — Справа: Четырехрукий Вишну верхом на Гаруде; Кришна (верхом на Гаруде) возвращает обратно гору Манипарвата, которую он отнял у убитого им демона; его армия несет остатки демона.
K — Центр, над дверью: обсуждение союза
Слева: Рама и его брат Лакшмана
Справа: Король обезьян Сугрива
L — Слева: Вишну склоняется к змеюВнизу: Группа из девяти богов верхом на своих животных
(1) Сугрива в колеснице, запряженной лошадьми
(2) Кубера на яке
(3) Брахма на гусе
(4) Сканда на павлине
(5) Неизвестный бог на лошади
(6) Индра на трехглавом слоне
(7) Яма на буйволе
(8) Шива на быке
(9) Неизвестный бог на льве
Западная галерея — битва на ланке
Эта сцена из «Рамаяны» представляет собой долгую и жестокую битву между Рамой и королем демонов Раваной (10 голов и 20 рук), изображенную в центре галереи. Это один из самых впечатляющих барельефов Ангкор-Вата. Сражение, происходящее на Ланке (остров Шри-Ланка), заканчивается поражением Раваны, который похитил прекрасную жену Рамы Ситу. Центральными фигурами выступают обезьяны-воины, сражающиеся на стороне Рамы.
Жестокость войны сопоставляется с грациозностью и проворностью обезьян. Около центра: Рама стоит на плечах Сугривы под градом стрел; около Рамы стоят его брат Лакшмана и старый демон. Неподалеку король демонов Равана (10 голов и 20 рук) едет в колеснице, запряженной мифическими львами.
Между ними изображен Нала, опирающийся на головы двух львов. Нала это обезьяна, которая построила мост Рамы до Ланки. Нала швыряет через плечо тело побежденного им воина. Принц обезьян вытаскивает бивень слона из своего трехконечного головного убора и швыряет бивень и демона на землю.
Прасат Та Пром (Ta Prohm — Jungle Temple)
Прасат Та Пром красив даже в своем разрушенном состоянии. Это место, которое люди осматривают с восторгом и покидают с сожалением.
Та Пром расположен к юго-западу от Восточного Мебона и к востоку от Ангкор-Тхома. Внешняя окружная стена Та Прома проходит около храма Бантеай Кдей. Вход в храм осуществляется с западной стороны, а выход – с восточной.
Совет: Та Пром особенно спокоен и красив ранним утром. При посещении храма в утренние часы следует брать с собой факел и компас. Храм был построен в середине XII — начале XIII вв. (1186 год) в период правления Джаявармана VII в честь матери императора. Та Пром построен в архитектурном стиле Байона.
ИСТОРИЯ
Та Пром является неоспоримой столицей королевства деревьев. Археологи оставили его нетронутым. Они лишь расчистили тропинку для посетителей и укрепили строение, чтобы предотвратить дальнейшее разрушение храма.
Благодаря тому, что храм остался в своем первозданном виде, посетители могут почувствовать себя первыми исследователями, которые обнаружили этот храм в середине XIX века.
Расположенный в густых джунглях, Та Пром производит впечатление неземного места и создает романтическую атмосферу. Фиговые деревья пустили свои корни по камням храма, разделяя стены и террасы, а их ветви и листья переплелись наверху, сформировав над храмом зеленый купол. Стволы деревьев соседствуют с каменными колоннами храма. «Вас окутывает странное, неземное очарование этого места – так же необратимо, как корни деревьев оплетают стены и башни», -написал около 40 лет назад один из посетителей этого места.
Надпись на санскрите, сделанная на каменных блоках храма, дает дополнительную информацию о храме. Храм обслуживали 79365 человек, включая 18 великих священнослужителей, 2740 чиновников, 2202 слуги и 615 танцовщиц. Среди имущества храма можно выделить набор золотых блюд общим весом более 500 килограмм, 35 бриллиантов, 40620 жемчужин, 876 покрывал из Китая, 512 шелковых кроватей и 523 зонтика. Несмотря на то, что эти цифры, должно быть, были преумножены, чтобы возвеличить могущество императора, Та Пром являлся очень важным и величественным архитектурным монументом.
РАСПОЛОЖЕНИЕ
Та Пром является одним из самых больших монументов храмового комплекса Ангкор. Надпись, оставлення на храме, дает нам представление о его размерах. Комплекс включал в себя 260 золотых статуй богов, 39 башен и 566 жилищ. Та Пром состоит из нескольких длинных рядов строений, находящихся на одном уровне и окруженных треугольной латеритовой стеной (600х1000 метров, 1959х3281 футов). От окружной стены остались лишь некоторые следы. В центру монумента ведут башни, соединенные проходами. Храм окружают три квадратные стены.
Совет: К одним областям храма пробраться невозможно, а в другие можно попасть только по узким темным проходам. Чтобы не потеряться, следует придерживаться маршрута, отмеченного на карте, или осматривать храм с гидом.
С западной стороны границы внешней окружной стены можно определить по каменной входной башней в форме креста. В верхней части храма изображены четыре лица, каждое из которых обращено на одну из сторон света. С запада к храму ведет лесная тропинка. Примерно через 350 метров (1148 футов) находится каменная крестообразная терраса. Вокруг остались руины статуй львов и мифических существ, балюстрад в форме змеев. Пройдите через террасу в вестибюль окружной стены. Оттуда открывается потрясающий вид.
Здесь природа предстает и в роли разрушительной, и в роли утешающей силы: она и душит храм, и излечивает его; она раскалывает камни и покрывает нанесенные ею самой раны прохладным, бархатистым мхом и связывает их своими самыми мягкими растениями; создает такой противоречивый конфликт настроений, еще раз проявляя свою женскую сущность.
Мощеная дорога с балюстрадами в виде змеев ведет к входной башне, расположенной в первой окружной стене. Справа, в нишах вдоль внутренней стены, имеются изображения Будды.
Вернитесь в центр вестибюля, поверните направо и пройдите через внутренний дворик до примыкающего здания справа. Продолжите идти через комнаты и проходы по направлению к башне. Рельеф на горизонтальной балке представляет собой сцену из «Великого похода», когда будущий Будда решает покинуть дворец своего отца и стать монахом. Боги придерживают копыта лошади, на которой он уезжает, чтобы люди во дворце не проснулись. Вернитесь во внутренний дворик и пройдите через проход во второй окружной стене (с юга).
Корни деревьев оплели двойной ряд колонн в этой галерее. Пройдите в центр комплекса, поверните направо и войдите во входную башню третьей окружной галереи. Внутренние стены украшены фризами с подвесками, свитками и фигурами в нишах. Снова поверните направо и пройдите в центральный внутренний двор храма.
ЦЕНТРАЛЬНОЕ СВЯТИЛИЩЕ
Вы узнаете Центральное святилище по отсутствию в нем убранства. Камень был обработан молотком – вероятно, чтобы нанести на него впоследствии краску или позолоту. Судя по равномерно распределенным отверстиям в стене от пола до потолка, стена была покрыта деревом, штукатуркой или металлом.
Пройдите вдоль центрального внутреннего дворика налево (северо-восток), а затем через дверь галереи, обвитую корнями деревьев. Поверните налево и пройдите через темный коридор и дворик. Войдите в проход с колоннами, поверните направо, пройдите прямо между одинаковыми башнями, сверните направо в очень узкий проход, на котором нанесена надпись с названием храма. Вернитесь обратно по тому же проходу, поверните направо и продолжите движение прямо, пройдя через вестибюль. Ложные двери на северной и южной сторонах большой треугольной окружной стены с высокими стенами отличаются красивым убранством. Тут имеются четыре маленьких дворика с галереями и колоннами. Возможно, в этом месте исполнялись ритуальные танцы.
Пройдите через дворик и войдите в башню, расположенную в окружной стене (у восточного входа). Эта крестообразная башня имеет внутренние колонны, четыре крыла и два прохода по бокам. Стены этих проходов украшены рельефами. Слева вы увидите зал с расположенными близко друг к другу колоннами. Вероятно, они поддерживали какое-то деревянное строение.
Выйти из храма можно по дороге (400 метров, 132 фута), ведущей ко внешней окружной стене, где видны фрагменты этой стены.
Храм надежно окружен деревьями. Камень и дерево сжимают друг друга в мрачной враждебности. Но все вокруг дышит спокойствием, ничто не выдает этого противостояния, будто противники внезапно застыли в разгаре схватки, счет в которой идет не на минуты, а на столетия.
Храм Байон (Bayon Temple)
Его вид ошеломляет. Во всей стране нет равных этому храму. Байон расположен в центре города Ангкор-Тхом, в 1500 метрах от южных ворот. Входная башня Байона находится с восточной стороны. Буддистский храм Прасат Байон был построен в конце XII- начале XIII вв. в период правления императора Джаявармана VII.
История
Можно сказать, что Байон конкурирует с Ангкор-Ватом за звание любимого архитектурного монумента туристов. Оба храма вызывают схожее впечатление, однако разнятся в цели, дизайне, архитектуре и убранстве. Храм скрыт от взора густыми джунглями, поэтому тот факт, что Байон расположен в самом центре Ангкор-Тхома, был выявлен не сразу.
Но даже когда его расположение было установлено, Байон ошибочно приняли за город, построенный при Яшовармане I, и датировали IX веком. Когда в 1925 году был найден фронтон с изображением Авалокитешвары, Байон был отнесен к числу буддистских храмов.
После этого открытия храм датировали 300 годами позже, отнеся его к концу XII века. Хотя эта дата точна и подкреплена археологическими находками, Байон остается одним из самых загадочных храмов Ангкорской группы. Его символизм, оригинальная форма, а также внесенные позднее изменения так и не разгаданы до конца.
Байон был построен почти через 100 лет после Ангкор-Вата. У нас нет сведения о его первоначальной структуре и самых ранних постройках. Поскольку Байон был расположен в центре императорского города, то вполне возможно, что изначально он являлся храмом-горой, символизировавшим Гору Меру. На втором этапе строительства была расширена средняя часть храма. Байон, который мы видим сегодня, представляет собой результат третьего, заключительного этапа строительства.
Архитектурный размах и структура Байона говорит о величии во всех его проявлениях. Элементы храма гармонично дополняют друг друга, создавая сбалансированность храмовой архитектуры.
Более 200 больших ликов, вырезанных на 54 башнях, придают храму великолепие и королевскую роскошь. «Лица со слегка изогнутыми губами и опущенными веками не произносят ни слова, однако заставляют посетителей теряться в бесконечных догадках«, — писал Женнерат де Берски в 1920 году. Принято считать, что четыре лица на каждой из башен являются изображениями Авалокитешвары и символизируют вездесущность императора. Отличительные черты этих лиц — широкий лоб, опущенные глаза, раздувающиеся ноздри, толстые губы со слегка поднятыми уголками — характеризуют знаменитую «улыбку Ангкора».
Расположение
Особенность Байона является отсутствие огораживающей стены. Защитой храма служила стена, огораживающая город Ангкор-Тхом. Первоначальный архитектурный план Байона был прост и включал в себя три уровня. Первый и второй уровень представляют собой квадратные галереи с барельефами. Доминантой третьего уровня является центральное святилище, имеющее круглую форму. Несмотря на кажущуюся простоту архитектурного плана Байона, он отличается сложным устройством с множеством галерей, коридоров и ступеней, соединенных между собой так, что разные уровни практически невозможно разделить один от другого. Более того, для храма характерно тусклое солнечное освещение, узкие проходы и низкие потолки.
Вход в Байон осуществляется по восточной лестнице, ведущей на террасу. Первый интерьер, который видят посетители Байона, представляет собой квадратную галерею, расположенную на первом уровне. В галерее расположено восемь башен — по одной в каждом углу и по одной в середине каждой стороны квадрата. Все восемь башен построены в форме крестов. Можно предположить, что изначально галерею закрывала крыша (вероятно, деревянная).
Убранство на колоннах перед входной башней с восточной стороны является характерной чертой байонского стиля и смотрится особенно красиво. Убранство представляет собой изображения апсар, чаще всего это группа из трех апсар, танцующих на ложе из лотосов. Апсары расположены в треугольной форме, причем фигура в центре больше, чем фигуры по бокам.
Простота заднего фона подчеркивает изображения самих танцовщиц и искусно вырезанную рамку с узором из цветов и листьев, которая смотрится, как гобелен. (Хотя группа из трех танцовщиц считается типичной, обычно такие сцены изображаются с участием лишь одной или двух апсар).
Две галереи с барельефами отличаются степенью высоты. Первая, или внешняя, галерея располагается на одном уровне, а вторая (внутренняя) галерея — на разных уровнях, что иногда затрудняет доступ в нее. Во внутренней галерее можно запутаться, но она отличается от первой тем, что в ней присутствуют барельефы.
На первом уровне, по обеим сторонам восточной стороны галереи, находятся две библиотеки.
Во второй галерее с барельефами в каждом углу и на каждой стороне расположена башня. На втором уровне в каждом углу расположены галереи, которые формируют крест. В каждом углу расположена башня и внутренний двор.
Третий уровень с центральным святилищем и ликами Авалокитешвары является архитектурной доминантой храма. С восточной стороны третьего уровня находится ряд помещений и входных башен. Многообразие лиц, изображенных на разных уровнях, производит невероятное впечатление. «Божественность в великолепии и размерах; загадка в выражении лиц», — так писал об этих изображениях Берски, впервые увидев их в 20-х годах прошлого столетия.
Центральная область имеет форму круга, что нетипично для кхмерской архитектуры. Небольшие веранды с фронтонами служат основанием для величественных лиц, а окна с балюстрадами сводят к минимуму рассеивание света. Лица на четырех сторонах (обозначающих стороны света) каждой из восьми башен выражают особую драматичность.
Центральное святилище окружено узким коридором. На вершине центрального святилища располагается знаменитая Золотая башня, которая, как сказал Чжоу Дагуань, определяла центр Королевства кхмеров и была окружена более чем двадцатью небольшими башнями и несколькими сотнями каменных палат.
Галерея барельефов
«Они могут поведать о простых, обыденных вещах, и поведать они без тени притворства«, — писал Х.Черчиль-Канди о барельефах в галереях Байона.
Барельефы Байона расположены в двух галереях. Барельефы во внутренней галерее изображают мифические сцены. Барельефам во внешней галерее нет равных во всем Ангкоре. Они изображают различные стороны повседневной жизни кхмеров (рынки, рыболовство, праздники с петушиными боями и жонглерами), а также исторические сцены с битвами и торжественными процессиями. Барельефы высечены более глубоко, чем в Ангкор-Вате, но сами изображения отличаются меньшей стилизованностью. Сцены представлены преимущественно на двух или трех горизонтальных панелях.