Путешествия…. Камбоджа. Часть 2. История

 

Королевский танец Камбоджи может исчезнуть навсегда

Гипнотически красивое зрелище.
то, как изгибают танцовщицы руки и пальцы кистей, меня всегда завораживало) но как они это делают всегда было за пределами моего понимания).
buppha-devi-02Камбоджийская принцесса Нородом Бофадеви (род 1943) является прима-балериной Королевского балета.
Следует отметить, что слово «королевский» означает, что танцоры — это люди королевского происхождения, исполняющие классические камбоджийские танцы в честь предков королевской династии. Люди простого происхождения не имеют права ни исполнять священные танцы, ни видеть их исполнение.

Принцесса Бофадеви — дочь короля Нородома Сианука (1922-2012) от одной из его наложниц и единокровная сестра правящего ныне монарха Камбоджи, короля Нородома Сиамони.

В возрасте 5 лет принцессу отобрали по физическим данным (гибкость, растяжка, выносливость) из других девочек королевской семьи для профессиональной подготовки в классическом камбоджийском танце. Тренировки длились ежедневно по 8 часов, за обучением наблюдала бабушка принцессы, королева Сисоват Коссамак (1904-1975).

Достигнув 15 лет, принцесса получила титул «священная танцовщица богов» (прима-балерина Королевского балета).
Она в совершенстве овладела 792 (!) священными танцами. Получая титул священной танцовщицы, принцесса принесла обет хранить и оберегать искусство Королевского балета, а также не предавать его никому, кроме членов королевской династии.

Король-отец называл дочь «белой апсарой» по имени того танца, который особенно впечатлял искушённых зрителей.
В 1960-х годах несколько лучших танцоров и танцовщиц Королевского балета сопровождали королеву Коссамак в «зарубежном турне».

С особого разрешения матриарха династии Нородом, чести увидеть священные танцы удостоились президент Франции Шарль де Голль с супругой. 23-летняя красавица-принцесса танцевала для них на террасе перед храмовым комплексом Ангкор-Ват в лучах заходящего солнца.

В различное время зрителями танца принцессы Бофадеви стали Жаклин Кеннедипринцесса Маргарет Великобританская, генерал Тито, китайский лидер Чжоу Эньлай и президент Сукарно. Кстати, индонезийский президент был так заворожён красотой принцессы, что на полном серьёзе просил её руки у короля!

Предприимчивые американцы сумели уговорить королеву Коссамак записать один из танцев на плёнку (см. видео в конце поста). Для европейской публики священные танцы Камбоджи стали культурным открытием.

С приходом к власти «красных кхмеров» в 1970-х годах принцесса Бофадеви, вместе с членами своей семьи, бежала через Китай во Францию. В Париже принцесса открыла танцевальную студию, в которой учила детей камбоджийских беженцев элементам классического танца, но не священным танцам Королевского балета.

После падения власти «красных кхмеров», Бофадеви вернулась в Камбоджу не сразу. Династия Нородом выжидала, пока им будет ганатирован определённый статус в Кампучии. Принцесса приехала на родину в 1991 году и стала разыскивать уцелевших танцоров Королевского балета. Из 400 танцоров (членов королевской династии) в живых остались 30.

«Когда мы встретились и поняли, сколько нас осталось, мы разрыдались», — вспоминала позднее принцесса. Король-отец назначил принцессу Бофадеви министром культуры, и она многое сделала для сохранения традиционного кхмерского искусства.

Копия Khmer dancers
Кхмерские танцоры в церемониальных одеждах, фото 1910 года

Немного и о личной жизни красавицы-принцессы. В возрасте 15 лет Бофадеви вышла замуж за своего троюродного дядю принца Сисовата Кекрави, в браке у них родились 2 сына и 2 дочери.

Ещё одну дочь принцесса родила вне брака, от итальянского дипломата Бруно ФорсинеттиКеочинсита Форсинетти (род 1965) из всех детей особенно близка с матерью.

А вот старший сын, принц Сисоват Чиваннарит (род 1968) принёс родителям неприятности в 2007 году. Принц попался с любовницей своей законной супруге-китаянке, и темпераментная дама подала на него в суд «за многожёнство». В Камбодже прелюбодеяние считается вариантом полигамии, и карается штрафом в 1 млн риэлей (250 долларов США). За 18 месяцев до адюльтера принц уже подал на развод с супругой-китаянкой Ниной Ю, но суд всё никак не мог вынести решение: Нина потребовала отступные в размере 500 000 долларов, а принц не соглашался.

С учётом того, что принц-изменщик является президентом местной федерации футбола, скандал был горячей темой в местных СМИ. Написали об адюльтере и англоязычные СМИ, но (как обычно) переврали — назвали провинившегося сына принцессы Бофадеви её мужем

Размышляя о судьбе искусства «священного танца», признанного нематериальным достоянием человечества ЮНЕСКО, принцесса Нородом Бофадеви с огорчением отмечает, что Королевский балет может совсем скоро исчезнуть.

«Молодёжь не заинтересована приложить огромные усилия в течение многих десятков лет, чтобы овладеть особой пластикой и точными движениями танца. Не такая уж я консервативная. чтобы отказать в обучении талантливым детям, пусть даже они и не королевской крови. Но обучение нужно начинать в очень раннем возрасте, иначе не достичь особой «змеиной» гибкости.

Молодые люди в наше время не готовы отказаться от беззаботного времяпровождения, от гаджетов и всего прочего, заменив их суровыми тренировками. Есть молодые танцовщицы, которые приходят, уже имея некоторый опыт танца, и просят взять их в Королевский балет. Они хотят надевать золотые костюмы и пару часов поплясать перед иностранными туристами. Но это не искусство!

Печально, что «священные танцы» могут совсем исчезнуть после моей смерти и смерти моего кузена»

Во главе труппы Королевского балета сегодня стоят принц Сисоват Тессо и принцесса Нородом Бофадеви, владеющие всеми секретами танца.

чап
Чап Чамрынтола, ученица принцессы Бофадеви (простолюдинка по происхождению) исполняет сольный танец апсары, но найти исполнителей для танцев, где требуются 10-15 танцоров, уже большая проблема

Никто из детей принцессы Бофадеви не интересуется искусством «священного танца богов»…

 

Кхмерские танцы

Ярчайшим образцом классического танца Камбоджи является танец в основе которого сюжет из эпической поэмы Рама (Рамаяна), по преданию автор которого мудрец-певец Валмики (получивший свое имя от индуского бога творения Брахма, после того как «просветлел»). Это религиозное литературное произведение датируется примерно IVвеком н.э., и известно во множестве интерпретаций по всей Индии и Юго-Восточной Азии. В Камбодже на основе этого сюжета было создано целое музыкальное произведение, состоящие из музыки и танцев, и вот уже с XVIII века и по сей день Королевский камбоджийский балет исполняет это произведение.Данное эпическое произведение знают в любой глубинке Камбоджи, правда тут его исполняет не балет, а кукольный театр теней и, конечно, легенда на протяжении многих веков передается из уст в уста. Балетная версия была в свое время создано при королевском дворе и традиционно исполнялась во дворце или на княжеских фестивалях. Музыка к балету исполняется оркестром Пинпеат, традиционно состоящим из ксилофонов, металлофонов, горизонтальных гонгов, барабанов и музыкальных тарелок.

История

Классический кхмерский танец корнями исходит из индийского придворного танца, который в свою очередь вобрал в себя черты танца полубогинь в индуистской мифологии — Апсар. Эти небесные девы по преданию были специально созданы, чтобы развлекать богов. Культура Таиланда и Явы (Индонезия) также повлияли как на музыку, так и танцы Камбоджи. В традиционном камбоджийском танце женщины облачены в яркие одежды с замысловатым головным убором, при этом в танце они двигаются очень плавно, женственно, степенно, являясь воплощением грации и пластики. Танец сопровождается музыкальным ударным оркестром Пинпеат, который, как уже упоминалось выше, состоит из барабанов, гонгов и бамбуковых ксилофонов. В камбоджийских деревнях действие разыгрывают актеры в черных масках. Очень популярна интерпретация мифа «Рам Кер» в исполнении театра теней, а также народные танцы, сопровождающиеся спонтанным барабанным боем.

Танец «Апсара»

По преданию создательницами этого танца являются веселые и распутные полубогини Апсары, которые должны были развлекать и ублажать богов, изображение Апсары в Камбодже можно найти буквально повсюду; танец датируется 1 веком н.э.Принцесса Буппхва Деви (BupphaDevi), которая в настоящее время является министром культуры, признанная мастерица в исполнении танца Апсара.

Грациозные движения танцовщиц Апсары, облаченных в роскошные золотые и шелковые одеяния, можно увидеть высеченными на стенах многих храмах в Ангкора. Согласно данным историков при дворе императора Джаяварман VII (XIIвек н.э.) было более 3000 танцовщиц апсара.На протяжении многих веков кхмерские танцы оказывали влияние на танцы соседних государств, более того, некоторые движения и танцевальные позы полностью совпадают с теми, что можно найти в танцах других культур Юго-Восточной Азии. Министр культуры Буппхва Деви объясняет это следующим образом: «Кхмерское государство зародилось еще в VIII веке н.э., это за 500 лет до образования Королевства Таиланд. В 1400 году, когда пала Ангорская империя, ее танцовщицы апсары были изъяты и доставлены к таиландскому королевскому двору».

Существует две классические интерпретации этого изумительного танца. Одна из них является отображением сюжетов ранних мифов, многие движения и представления апсары повествуют отдельные сюжеты из древнеиндийского эпоса «Рамаяна», который в два раза длиннее «Одиссеи».

Другая версия рассказывает о легендарных мифических сражениях, высеченных на стенах в храмах Ангкора. Примером такого танца может послужить «Взбивание молочного океана», в основе которого миф, где боги и демоны вступили в яростное сражение за святую воду, дающую бессмертие. Всего существует более 100 танцев и сюжетов к ним.

AngRotDance — танецЭнгРот

Танец Апсара пытаются сохранить в Камбодже.

Шоу в одном из концертных залов камбоджийской столицы. Называется этот танец Апсара. Раньше такие можно было увидеть только в королевском дворце. Однако в середине 60-х годов Апсару открыли для остальных жителей страны. Вскоре танец стал визитной карточкой Камбоджи.

Теперь подобные труппы выступают по всей стране, однако не все этому рады. Многие считают, что таким образом эта форма искусства теряет чистоту, поскольку большинство исполнителей танцуют, чтобы просто заработать на жизнь, забывая о священности Апсары.

Обычно у таких танцовщиц яркий макияж. На представлении – много туристов.

[Кхем Канха, танцовщица]:
«Я очень счастлива. Так много туристов приезжают посмотреть шоу. Мне нравится перед ними выступать. Мне нравится делиться культурой Апсары с людьми со всего мира. Я хочу, чтобы зрители узнали о традиционном камбоджийском искусстве, чтобы они узнали, что у нас есть уникальная культура».

По правилам, такой танец нельзя исполнять там, где люди едят, то есть в ресторанах. Зрителям же при этом нельзя разговаривать. Подобные правила соблюдают единицы.

Это менеджер другой труппы, при королевском дворце. Она пытается сохранить Апсару в первозданном виде.

[Чинда Сао, менеджер труппы]:
«Мы проводим шоу только в тех местах, которые нам понравились, в местах, где понимают культуру. Большинство шоу в городе проводят для зарабатывания денег. Они проходят в местах, где люди едят и пьют вино. Мы в такие места не приезжаем».

Перед выступлением все танцоры приходят в спокойное и одухотворённое состояние. Место, где будет проходить шоу, обычно освящают буддийские монахи.

Танцовщицы говорят, что, несмотря на низкие зарплаты, рады делиться культурой своей страны.

[Лейн Срей Неанг, танцовщица]:
«Я танцую Апсару, потому что очень люблю этот танец. Мне нравится всё, что с ним связано. Я всем сердцем и душой пытаюсь узнать о нём всё. Даже несмотря на то, что это трудно, я не остановлюсь на этом пути».

С приходом в страну красных кхмеров танец оказался в упадке. Однако в середине 90-х он стал постепенно возрождаться. Но на этом пути есть немало преград. Так, большинство танцовщиц – это девушки из бедных районов Камбоджи, которым платят не более 80 долларов в месяц. Из-за этого они вынуждены искать дополнительный заработок или уезжать в другие страны, где зарплаты выше.

Согласно индуистской и буддийской мифологии, Апсары – это небесные девы, которые служат связующим звеном между богами и людьми.

Кхмерские скульптуры

Небывалое мастерство резьбы по камню древние кхмеры переняли у индийской цивилизации, однако позже они его видоизменили, превратив в уникальный кхмерский стиль. Кхмерские мастера с удивительным мастерством создавали поразительные каменные скульптуры индуистских божеств, таких как Шива, Вишну, Брахмана, Ганеша (бог с головой слона) и многих других богов и богинь из божественного пантеона. Однако без внимания не остались и чудища, как например змееподобная богиня Наги, демон Кали, гигантское морское чудовище Макара и мифические львы. Некоторые огромные скульптуры отображают целые эпосы из индуистских мифов, таких как Махабхарата и Рамаяна.

Позже многие храмы уже стали украшать статуи Будды. Одно из самых поразительных скульптурных сооружений — это четырехликии статуи Будды Бодхисаттвы Авалокитешвара в храмовом комплексе Байон (в Ангкор-Тхом), которые представлены в виде громадных 54 башней. Другой любимой темой скульпторов, как упоминалось выше, были сюжеты из мифов и сказаний, которые хоть и соответствовали преданиям, но в каждом из них личное видение мастера. Кроме того, некоторые скульптуры отображают важные события в жизни государства, такие как войны против иноземных захватчиков, а другие — сюжеты из бытовой, повседневной жизни кхмеров, например как рельефы в Ангкор-Тхом.

Кхмерская архитектура

Небогатый кмерский домНебогатый кмерский дом

Дома местных жителей в древнем Кхмерском государстве были похожи на те, которые и сейчас можно найти в камбоджийской глубинке. А эти дома, как правило, выглядят следующим образом: стоящие благодаря деревянным сваям сооружения на высоте в 1,5-2 метра от земли. Внутрь дома ведет лестница, стены сделаны из бамбука, а крыша выложена соломой, сухими пальмовыми листьями.

Хороший кмерский домХороший кмерский дом

Дома же сановников, безусловно, отличались от примитивных построек обычных жителей. Их дома были намного просторнее и качественнее, при строительстве такого дома стены делали из качественных, крепких деревянных досок зачастую из тикового дерева, крышу выкладывали специальной плиткой, которая подходила и для внутренней отделки комнат, тростниковой соломкой отделывали внешние углы дома. Более того, материалы, предназначенные для строительства дома, четко обозначали классовую принадлежность, т.е. обычному мирянину под страхом казни запрещалась положить даже одну плитку на свою крышу.

Богатый кмерский домБогатый кмерский дом

Согласно представлениям индуизма, боги живут на пяти священных горах, в центре которых гора Меру, а сами горы омывает космический океан. Поэтому многие камбоджийский храмы по своей структуре символизируют небесную резиденцию богов. Один из таких храмов — Прасат, который состоит из пяти башен, символизирующих небесные горы, центральная башня (символ горы Меру) по своим размерам намного превосходит четыре оставшиеся башни, по углам которых также представлена четыре сакральные горы. Храмовый комплекс окружает ров, символизирующий космический океан.

 

Тхеравада Буддизм в Камбодже

Тхеравада БуддизмТхеравада Буддизм

Тхеравада буддизм является официальной религией Камбоджи, которой придерживаются 90% населения страны, подобную ситуацию можно наблюдать в Таиланде, Шри-Ланке. Тем не менее, в столице, как и в глубинке можно найти людей, исповедующих христианство и ислам, особенно много мусульман среди народности тямы; наблюдается рост интереса к этим религиям.

Среди этнических китайцев в Камбоджи также популярны даосизм и конфуцианство.

Буддисты рассматривают вселенную и человеческую жизнь как часть цикла вечного измерения. Согласно учению Будды (индийский принц, родившийся в VI веке до н.э.) человек постоянно перерождается, и появляется на этот свет в человеческой или нечеловеческой формах, в зависимости от того как много добра или злодеяний он совершил в прошлой жизни. Вырваться из этого нескончаемого круга и избавиться от всех земных страданий можно только, достигнув просветленного состояния — «нирваны», которая в свою очередь доступна для людей с хорошей кармой. Хорошую карму можно заслужить праведными делами и, пройдя благородный буддийский «восьмеричный путь».

Праведные дела являются основой жизни любого буддиста. Именно поэтому большинство людей Камбоджи, исповедующих буддизм, жертвуют деньги, продукты, вещи в пользу храмов или берут на себя снабжение одного из двух приемов пищи монахов. Дети ухаживают за фруктовыми деревьями и огородами при храмах или монастырях. Праведным делом для мальчика, также является служение и помощь в храме, поэтому большинство юношей становятся прислужниками на срок менее одного года.

Молодые послушники монаховМолодые послушники монахов

Буддисты Тхеравады придают огромное значение позам и жестам в изображении Будды, т.к. они имеют определенное сакральное значение; существует множество статуй Будды в самых различных позах. Невозможно в одной статье обо всех них рассказать, поэтому приводим вам в пример краткое описание восьми самых распространенных поз Будды. Прежде хотелось бы еще добавить, что статуи Будды не только прекрасны с художественной точки зрения, но и каждаяиз них наполнена определенным смыслом и дает понимание о буддизме, и о пути становления Сиддхартха Гаутама в Будду. Скульптуры Будды для верующих не только центр почитания, но и напоминание о пути, проделанным индийским принцем, прежде чем он стал Буддой, т.е. «просветленным». Каждая на обывательский взгляд небольшая деталь в позе рук и тела Будды, имеет для буддистов колоссальное значение и рассказывает об определенном этапе жизни Сиддхартха Гаутама.

Итак, в Камбодже, чаще всего можно увидеть 8 положений Будды -«мудра», что означает жест Будды:

Виткак Мудра Будда

В этой позе Будда сидит по-турецки, т.е. ноги крест-накрест, а одна из ладоней лежит поверх другой внутренней стороной вверх. Слово «витак» означает — «тот, который созерцает» или «тот, который сосредоточен». Это одна из классических поз Будды во время медитации, и широко известна во всем мире. Поза виткак мудра Буддавыражает то, как он стремился понять устройство окружающего мира и, в конечном счете, облегчить страдания всех живых существ.

Марвирак Чей МудраБудда

Будда сидит по-турецки, с правой ладонью повернутой внутрь и прикасающийся пальцами земли, левая рука лежит на бедре. Эта поза известна как «Будда, призывающий землю в свидетели». В основе этой позы лежит легенда, что однажды медитирующего на рассвете Будду попытался искусить демон Мара, но Будда коснулся земли и тем самым воззвал силы природы, чтобы противостоять искушению зла.

Тхормачак Мудра Будда

Будда сидит по-турецки и рисует указательным пальцем правой руки круг, левая рука в некоторых скульптурах копирует движение правой или просто лежит на бедре. Слово «тхормачак» означает молиться как колесо. В буддизме колесо имеет сакральное значение, т.к. оно является символом колеса жизни в вечном круговороте сансары- бесконечная череда перерождений человека из которого необходимо освободиться за счет достижения нирваны.

Акпхейа Мудра Будда

В этой позе Будда либо сидит по-турецки, либо стоит с поднятой правой ладонью как-будто, пытаясь кого-то остановить перед собой; левая рука опущена параллельно телу. Слово «акпхейа» означает бесстрашие. Подразумевается, что в этой позе Будда молится, чтобы помочь всем животным в мире. Эта скульптура отражает важнейший принцип буддизма, который взывает не наносить вред всему живому.

Ворак Мудра Будда

В этой позе Будда сидит по-турецки или стоит, при этом ладони обеих его рук находятся внутренней стороной впереди. Эта поза как напоминание того, что любой молящийся Будде обязательно получит его защиту, т.е. ее можно рассматривать как позицию благословения.

Батра Теан Мудра Будда

Буддастоит, обхвативчашубат (традиционная чаша буддистов для подаяний). Достигнув просветления, Будда, как известно, просил милостыню; данная практика до сих пор является частью устройства сангха (сообщество монахов) — и сегодня на улице Камбоджи, можно увидеть монахов с чашами, куда верующие приносят подношения в виде еды. Когда Будда умирал, он перевернул чашу вверх дном и поэтому во многих буддийских странах перевернутая чаша является символом смерти.

Сакянак Мудра Будда

Облокотившись, Будда спит на правом боку, левая нога лежит поверх правой. Эта скульптура символизирует его вход в нирвану, время, когда его дух покинул физическое тело. Данная позиция Будды зачастую рассматривается как наиболее спокойная, т.к. ее можно отнести к моменту его смерти и выхода из бесконечно повторяющегося цикла жизней — сансара. Сакянак Мудра Буддакак-будто говорит, что сон и смерть явления естественные. Скульптура отображает бесстрашие Будды перед ликом смерти, так как на его лице сочувствующая и доброжелательная улыбка.

Брак Неак Мудра Будда

Слово «неак» означает дракон, аслово «брак»- покрывать что-то. В основе этой позы лежит легенда, согласн которой вовремя медитации Будды под смоковницей начался сильный дождь, и дракон по имени Нага прикрыл собой Будду. Статуя Будды выглядит следующим образом: Будда сидит со скрещенными ногами под многоликим змеем, который также прикрывает голову Будды свои капюшоном.

Хотя статуи Будды безмолвны, каждая мельчайшая деталь, будь это поворот тела или ладони, рассказывают целую притчу и помогает верующим достигнуть просветления. В мире существует множество буддийских школ, внутри которых можно найти огромное количество различных представлений об учении Будды.

Можно с уверенностью сказать, что в королевстве Камбоджи буддизм играет существенную роль. В каждой пагоде непременно стоит статуя Будды, поэтому необходимо иметь хотя бы первичное представления о жестах Будды, чтобы понять все многообразие религии.

На протяжении многих веков ремесленники создавали скульптуры Будды, в надежде рассказать о пути к просветлению, чтобы все люди избавились от страданий.