Последняя наша экскурсия была посвящена Королевской усадьбе Линдерхоф (Linderhof), однако если вы помните Людвиг II.
Баварский король, отличавшийся своей мечтательностью, начал строительство трех необычных замков: Нойшванштайн, Херренкимзее и Линдерхоф. Предлагаю постепенно все таки посмотреть на все его задумки и мечты.
Ещё не было закончено строительство Линдерхофа, когда 21 мая 1878 года заложили первый камень дворца-замка Херренкимзее, который сначала хотели построить в долине Грасвангталь, назвав его анаграммой «Meicost Ettal».
Король очень страдал от того, что это оказалось невозможным из-за грандиозных масштабов запланированной постройки.
Непомерная роскошь и расточительство, поражающие нас в Линдерхофе, здесь многократно превзойдены и в исполнении рабочей силы, и в затратах финансовых средств.
Так посреди озера Химзее (Chiemsee) на острове Херренвёрт (Herreninsel), самом большом в Баварии, появился дворец Херренхимзее (Herrenchiemsee Schloss), получивший также название «Новый Версаль».
По грандиозному замыслу Людвига этот дворец должен был стать почти точной копией дворца его кумира и тезки французкого короля Людовика XIV. Некоторые высказывания из заметок Людвига о новом дворце говорят сами за себя:
«Он должен стать, в известном смысле, Храмом Славы, в котором я желаю устраивать празднества в память Людовика XIV».
Дворец Херренхимзее стал последним и самым роскошным и дорогостоящим из его замков.
Красоту и роскошь Линдерхофа здесь превзошли многократно. Строительство длилось три года, но король умер и строительство так и не завершили полностью.
Но самые важные помещения и дворцовый парк были полностью достроены. Через 2 года после его смерти, дворец был открыт для посетителей.
У острова, на котором был построен дворец, богатая история. Более 1400 лет на нём просуществовал монастырь Херренкимзее (Herrenchiemsee), представляющий собой духовный центр Баварии.
В 1803 году монастырь был закрыт, а монастырское имущество конфисковано государством. Затем остров переходит в частное владение, и монастырский собор перестраивают в пивоварню.
За долгие годы остров пришёл в запустение, пока в 1870 году его не купила лесопромышленная компания с целью полной вырубки ценного леса.
К королю последовали петиции из соседних общин. Король помог по-королевски: в 1873 году он выкупил остров. Так Людвиг II вошёл в историю как один из первых борцов за охрану окружающей среды.
Но давайте все таки вернемся к дворцу.
В 1878 году начинается строительство дворца, который задумывается как памятник французскому королю Людовику XIV.
Дворец строится по проекту архитектора Георга фон Дольмана (Georg von Dollmann) под руководством Юлиуса Хофмана (Julius Hofmann).
Первоначально Людвиг II планировал построить очередной дворец в долине Грасвангталь, но из-за масштабности проекта от этой идеи пришлось отказаться и заняться поисками подходящего по размерам участка.
Людвигу, любившему горы, был не очень по душе равнинный ландшафт острова, зато он обеспечивал желаемую уединённость.
В то время как Нойшванштайн представлял собой рыцарский замок, а замок Линдерхоф должен был представлять собой королевскую виллу, то Herrenchiemsee должен был стать последним королевским проектом, который отдавал должное французским королям Бурбонам и их резиденции — Версалю.
Король Людвиг II не хотел, чтобы широкая общественность имела отношение к этому замку. Herrenchiemsee строился только для него, был местом его уединения, местом, где он мог бы уйти от реальности и погрузиться в мир полного блаженства, которое подчас дарит нам одиночество.
В принципе, это совершенно противоречило законам и правилам Версаля, который был обжит двором и использовался для государственных церемоний.
Новый замок, к сожалению, не был закончен — сразу же после смерти короля Людвига II части замка по причине отсутствия в нем симметрии и концепции использования были снесены.
Людвиг II пробыл в этом замке буквально несколько дней, в эти дни зеркальный зал полностью зажигался и освещался свечами. Во время посещения строительства Людвиг II останавливался в старом замке Herrenchiemsee, который также располагался на острове и был раньше монастырем.
Специально для короля в этом монастыре сделали квартиру.Во многих комнатах незаконченного южного крыла нового замка расположен музей, посвященный королю Людвигу.
Перед замком расположен величественный парк в стиле барокко, созданный по планам Карла фон Эффнера, который в точности копирует сады Версальского замка.
Липовые аллеи, высаженные к востоку и западу от замка, спускаются к берегу озера, создавая тенистый терренкур. У подножья главной балюстрады разбит большой французский парк свободной планировки с цветочными клумбами, дорожками, покрытыми гравием, и яркими коврами из парковых насаждений.
Среди живых изгородей, окаймляющих клумбы, возвышаются два мраморных фонтана, каждый из которых архитектор украсил фигурами Дианы и Венеры, Афродиты и Флоры.
В центре парка прекрасно смотрится фонтан «Источник Латоны» – точная копия версальского центрального фонтана. Украсившие фонтан фигуры лягушек, черепах и амфибий первоначально были позолочены.
Однако и сегодня, по прошествии стольких лет, когда позолота давно стерлась, эти фигурки смотрятся очень экзотично.
Воздвигнутый на острове площадью в 230 гектаров посреди озера Кимзее, замок Herrenchiemsee по замыслу Людвига II должен был стать храмом славы и памяти Людовика ХIV.
За время своих двух поездок в Париж в 1867 и 1874 годах, Людвиг II в деталях изучил строительный стиль «Короля-Солнце».
По замыслу баварского монарха здесь, на острове Херренверт, в центре озера Кимзее, должен был возникнуть «Новый Версаль».
Добавим, что это ему вполне удалось: замок-дворец на озере Кимзее не только сумел стать «новым Версалем», но по богатству, вкусу и изяществу с легкостью «обошел» свой французский оригинал.
21 мая 1878 года в основание замка был заложен первый камень. Тремя годами позже это масштабное сооружение было уже вчерне готово. В 1884 году король Людвиг II распорядился продемонстрировать ему дворец и парк.
Это происходило ночью при включенных прожекторах и бьющих фонтанах. Король остался доволен увиденным.Но продолжим прогулку по территории замка. Пройдя через парк, попадаем во дворец.
Роскошная парадная лестница представляет собой копию знаменитой Лестницы Посланников, сооруженной в Версальском дворце для «Короля-Солнце».
Ее стены облицованы цветным мрамором. В нишах «поселились» две мраморные нимфы и Богиня Диана.
Промежутки между нишами заполнены прекрасными картинами. Хрустальные люстры над Лестницей Посланников – работа мастеров венской фирмы Любмейера.
С лестницы просматривается анфилада нарядных покоев в стиле Людовика ХIV-го, так называемые «Парадные апартаменты». Эти помещения открываются «Гвардейским залом», где выставлены алебарды королевской стражи.
Образ Людовика ХIV, «Короля-Солнце», отчетливо просматривается и во второй прихожей, которую из-за окон овальной формы называют «Залом бычьего глаза».
Поражает своей роскошью парадная королевская опочивальня. Согласно этикету тех времен, эти апартаменты являлись местом утренних и вечерних аудиенций.
По изобилию и богатству отделки королевская спальня дворца Herrenchiemsee превосходит свой версальский подлинник. Господствующее место в комнате занимает роскошная кровать размером 3 на 2,6 метра.
С северной стороны к парадной опочивальне примыкает Зал Совета. Роспись на потолке изображает Меркурия, дающего людям совет из олимпийской обители богов.
На портьерах из голубого бархата вышиты лилии Бурбонов, что еще раз подчеркивает присутствие здесь духа Людовика ХIV.
Астрономические (так называемые Каменные) часы с изображениями Земли, Солнца, Луны и знаков Зодиака относятся к числу уникальных исторических часов, изготовленных по заказу Людвига Второго мюнхенским часовых дел мастером Карлом Швейтцером.
Зеркальный зал дворца Herrenchiemsee был сооружен в 1879 – 1881 годах, как точная копия «Галери де Глясе» в Версале. Кое в чем он даже превзошел свой французский образец.
Это волшебное помещение, состоящее из анфилады 17-ти арочных окон, занимает почти всю западную часть дворца.
Особенно роскошно зал выглядит в конце недели, когда здесь сверкают 33 люстры и 44 канделябра, в которых горят две тысячи свечей.
По версальскому образцу оформлены и два других помещения: Зал войны и Зал мира, которые украшены большими многофигурными композициями в виде аллегорий, представляющих Мир и Войну.
К большим официальным апартаментам примыкают жилые покои короля Людвига II. Отделка помещений выполнена в подражание покоям Людовика ХV в стиле рококо.
В спальне господствует голубой цвет – любимый цвет монарха. Роскошная позолоченная кровать украшена жанровыми сценами, изображающими Венеру и Адониса.
Туалетный гарнитур изготовлен из драгоценного мейсенского фарфора.
В рабочем кабинете Людвига II основное место занимает письменный стол, который является точной копией знаменитого королевского письменного стола на колесиках, изготовленного для Лувра.
Как и оригинал, этот рабочий стол изготовлен французскими мастерами-краснодеревщиками. Тонким золотым шитьем окаймлены зеленые бархатные портьеры.
Каминные вазы изготовлены по особому заказу на фарфоровой мануфактуре в Севре.
Столовая в личных покоях Людвига II, выполненная в форме большого овала, скопирована с салона в стиле рококо парижского отеля Субиз. Людвиг II велел оборудовать столовую убирающимся обеденным столом.
Стол сервировался на первом этаже и поднимался на лифте. Чуравшийся людей король мог таким образом соблюдать одиночество во время трапезы и не прибегать к помощи слуг.
Винтовая лестница из королевской опочивальни ведет на первый этаж, в комнату для одевания и купальню. На стенах комнаты для одевания живописные изображения купания Дианы, Венеры и Нептуна.
В самой же купальне вокруг глубокого овального бассейна на стенах «резвится» Венера со своей веселой свитой. Абсолютно не готовый принять мир реальных людей, этот король-романтик прекрасно уживался с окружающими его образами из греческой и римской мифологии.
Всю жизнь они были его единственными друзьями, которых он мог не опасаться. К сожалению, история его короткой жизни показала, что страхи Людвига II относительно живых людей были более чем обоснованы.
Большинство же работ по отделке залов дворца выполняют баварские мастера. Мастера по дереву выполнят великолепные копии мебели из версальского дворца, а аугсбургская текстильная мануфактура получает заказы для обивки мебели и драпировок.
Личные апартаменты короля в стиле рококо выдержаны в его любимом голубом цвете. Изображения самого Людвига при этом отсутствуют.
Людвиг II любил роскошь и уединение. Даже присутствие слуг его угнетало. Чтобы он мог обедать в одиночестве, в столовой соорудили стол, который сервировали и затем при помощи специального механизма поднимали из комнаты нижнего этажа наверх.
Все помещения расписаны золотом, огромные люстры и канделябры, драгоценный мейсенский фарфор создают невероятную роскошь и великолепие.
Даже в незаконченном виде дворец Херренхимзее восхищает и производит грандиозное впечатление. Остается только гадать, что же было на самом деле задумано.
Может повторить самый грандиозный в мире дворцово-парковый комплекс Версаль? Во всем дворце нет ни одного портрета самого Людвига, зато можно видеть копии находящихся в Версале портретов Людовика XIV.
Сегодня попасть во дворец можно, пройдя через парк. В вестибюле вошедшего приветствует внушительная фигура павлина работы поставщиков королевского двора Тьерри и Бройля.
Царственная птица из бронзы, покрытой голубой эмалью, напоминает о династии Бурбонов, а также об особой склонности короля к миру Востока.
Роскошные лестничные марши представляют собой копию знаменитой Посольской лестницы, которую создал в Версальском дворце Франсуа д’Орбей для «Короля-Солнце» (версальская «оригинальная» лестница была разобрана в 1752 году).
Король Людвиг II стремился при этом не к слепому копированию, а, скорее, к воссозданию «в версальском духе».
Под невесомой конструкцией современной стеклянной кровли благородные материалы (различные сорта мрамора, позолоченая лепка) и богатые живописные украшения создают торжественное настроение.
Цветная облицовка стен выполнена из натурального мрамора различных цветов. Фигуры Дианы и двух нимф в нишах изготовлены в мастерской Филиппа Перрона.
Картины принадлежат кисти Франца Виндманна и Людвига Лескера. Великолепные хрустальные люстры изготовлены венской Фирмой Лобмейера.
Херренкимзее является не только последним и самым большим, но и самым дорогостоящим из королевских дворцовых проектов.
Липовые аллеи замка ведут к берегу озера и определяют симметрию всей композиции парка. У подножия большой наружной лестницы начинаются французские сады со стилизованными партерами, гравийными дорожками и орнаментальными садами-коврами.
Центром восстановленных в последние годы фонтанов является созданный в 1883 году источник Латоны, копия источника в Версале.
Но сам король не стремился полностью копировать замок и его архитектурный облик, а скорее к реконструкции стиля. Так можно заметить роскошную лестничную клетку, построенную Франко д’ Орбей для короля Солнце в Версале.
Благородные материалы и богатое картинное оформление под навесом современной стеклянной крыши создают праздничный вид.
Особую роскошь и импозантность можно наблюдать в покоях короля и Зеркальном зале — центр дворца.
Что касается придворных садов спланированных под руководством Карла фон Эффнера, их центральная ось является полной копией садов в Версале.
В том числе и водный партер на западной стороне, состоящий из двух бассейнов, увенчанные статуями Славы и Фортуны по желанию Людвига II.
Король создать мифологический эффект, в зеркальном отражение фонтана Аполлон виднелся цветочный партер с фонтаном «Лет» и «Гранд Канал».
С окон спальни короля открывается невероятно завораживающий вид — простирающийся сад на 900 метров прямо к озеру.
Работа над образом парка могла быть начата в 1882 году, после того как был заложен фундамент дворца в 1878 году. Очень важно было учесть дизайн центральной оси сада, которая составляла 1/3 всего общего объема сада.
К смерти короля строительство грандиозного парка было завершено, не считая фонтана Аполлона.
План парка создал Карл фон Эффнер по образцу Версальского парка. В нём выложены геометрические фигуры из лужаек, высаженных растений и дорожек из гравия и установлены три главных фонтана.
В летний сезон фонтаны включаются каждые 15 минут, и в это время от них тяжело отвести взгляд. Зато у выключенных фонтанов легче разглядеть их композицию.
Центральный фонтан «Латона» был создан в 1883 году по мотивам одноимённого фонтана в Версале. Его основными фигурами являются сделанные из мрамора статуи античной богини Латоны и её детей: Дианы и Аполлона.
Согласно «Метаморфозам» Овидия ликийские крестьяне не дали ей и её детям напиться из озера, когда их мучила жажда. За это разгневанная богиня превратила их в лягушек, которые теперь украшают композицию.
Фонтан «Фортуна» был построен в 1884-85 годах по мотивам фонтана в Королевском дворце Ла-Гранха в Сан-Ильдефонсо в Испании. Его основной фигурой является богиня Фортуна на колесе удачи.
У её ног расположены морской бог Тритон и морская нимфа Нереида. Вокруг них резвятся шесть девочек верхом на дельфинах.
Симметричный ему фонтан «Фама» был также создан в 1884-85 годах по мотивам фонтана в Королевском дворце Ла-Гранха. На вершине фонтана вознеслась в небо окрылённая Фама – богиня молвы или сказания – верхом на легендарном коне Пегасе.
С восточной стороны расположены аллегории войны, победы, истории и природы. А с западной стороны изображены срывающимися в пропасть аллегории зависти, ненависти и лицемерия.
Замок Херренкимзее открыт ежедневно с 9.00 до 18.00 с апреля по октябрь, и с 9.40 до 16.15 в зимние месяцы, кроме Нового года, Рождества и Масленицы.
Стоимость: 7 евро, дети до 18 лет бесплатно (но необходимо зарегистрироваться в кассе).
Прогулка по острову и садам — бесплатно.
Доступны экскурсии на немецком и английском языках, в летнее время также на французском, итальянском и испанском.