Амфитеатр в Эль-Джеме (Тунис)
Это не Колизей.
А где же тогда эта арена находится ?
Тунис богат своей историей и уникальной природой африканского Средиземноморья. В этом цикле статей мы расскажем о самых интересных достопримечательностях Туниса.
Город Эль Джем знаменит в первую очередь благодаря великолепно сохранившемуся римскому амфитеатру (который многие называют Колизеем). Это был третий по размеру римский амфитеатр (Колизей) после римского Колизея и амфитеатра города Капуя.
Эль Ждем – это современное название города. В римское время город назывался Тиздр. Город Тиздр в свою очередь был построен на месте финикийского поселения, имя которого сложно назвать точно.
В некоторых источников в интернете амфитеатр (Колизей) датируют III веком до нашей эры. Это явная ошибка, так как пунические войны, которые привели к захвату территории современного Туниса римлянами, закончились в 146 году до нашей эры.
В третьем веке до нашей эры римлян тут не было и быть не могло. Для пополнения багажа знаний, рекомендуем почитать нашу статью об истории Туниса.
Этот амфитеатр (Колизей) был построен в III веке нашей эры, а именно в 238 году.
Амфитеатр (Колизей) Эль Джема имеет три сохранившихся этажа. Этажей было всего три, также в амфитеатре (Колизее) была надстройка, позволяющая натягивать навес.
Сложно сказать, насколько он действительно сохранился, так как нет точных данных, на чем закончилось строительство. Амфитеатр (Колизей) не был закончен. В 238 году произошло восстание с целью провозгласить императором Рима Гордиана. Тот год вообще был богат на императоров, их в 238 году было шесть!
Максимус Тракс, конкурент Гордиана за трон, разрушил город, не тронув амфитеатр (Колизей). Кстати, он не вышел победителем в дележе императорского трона, его зарезали во сне, можно сказать, что город Эль Джем был отомщен.
Когда вам продают экскурсию в Эль Джем вам рассказывают, что амфитеатр (Колизей) сохранился настолько хорошо, что здесь “в натуральных декорациях” снимали фильм “Гладиатор” с Расселом Кроу в главной роли.
Оказалось, ВРУТ. Принцип “продать любой ценой” в арабских странах повсеместно распространен.
Фильм Гладиатор снимали в Англии, Марокко и на Мальте. Колизей строили частично на Мальте, а остальную, верхнюю, часть добавляли цифровыми методами. Вот такой вот обман.
В Эль Джеме вам дадут вдоволь походить по трибунам амфитеатра (Колизея), посидеть на ступенях или скамейках, что в римском амфитеатре одно и то же. Вы поднимитесь по ступенькам на трибуны, сможете почувствовать себя римлянином, идущим на кровавое представление.
Кроме самого Колизея и музея, экспозиция которого не очень большая и интересная, там ничего нет. Есть торговцы, которые предлагают что-то непонятное под видом исторических реликвий, но они мало кому интересны.
Посещая Эль Джем обязательно надевайте головные уборы. И возьмите с собой воду.
Разрушение древнего города было действительно важным событием. Ведь в амфитеатре (Колизее) помещалось около 50 000 зрителей, что свидетельствует о том, что город имел население более 100 000 человек.
Город Тиздр был одним из ведущих поставщиков оливкового масла в римской империи, которое в те времена использовали повсеместно. Оливковое масло употребляли в пищу, на нем жарили, его жгли для освещения и обогрева.
Предшественник Эль Джема стал жертвой борьбы за власть в римской империи. В те времена империя уже приближалась к распаду. Императоров часто назначали легионеры, и они же их убивали, если что-то шло не так. А может быть Тиздр поплатился за самонадеянность своих лидеров, решивших, что они смогут провозгласить императора, не имея достаточной политической и военной поддержки.
Если бы там еще устраивали “бутафорские” гладиаторские бои, было бы еще интереснее. Или давали туристам “бутафорский” гладиаторский инвентарь для фотографирования.
Вывод. Эль Джем стоит посетить. Амфитеатр (Колизей) сохранился очень хорошо, есть на что посмотреть.
Сооружение в Эль-Джеме было последним большим амфитеатром, построенным Римской империей. Это один из лучших образцов подобного рода строений. Здесь как нигде больше архитекторы осветили солнечным светом арену.
Благодаря тщательно продуманным и искусно выполненным просветам они сумели направить солнечные лучи в огромный круг, это создавало ощущение ажурности и прозрачности тяжеловесного здания. 64 круглые арки на всех трех ярусах несли, разделяли и открывали амфитеатр.
Это строение — образец высочайшего мастерства, как и мозаики, которые делали прямо здесь. В амфитеатре соединились арабские традиции и искусство римских зодчих.
До наших дней сохранились только три этажа аркад, лестницы и скамейки были реконструированы. Под ареной имеются помещения и подземные ходы.
Под стометровой ареной Эль-Джема находится целый подземный город: клетки для диких зверей, каморки гладиаторов, камеры для быстрой уборки трупов со сцены. Все эти помещения открыты для посетителей.
По одной из легенд, амфитеатр соединен подземными ходами с приморским городом Махдия, до которого 40 км. Диаметр ходов был таков, что по ним мог пройти груженый слон. Также говорят, что в этих катакомбах спрятаны несметные сокровища Эль-Кахены – берберской царицы-воительницы.
Эль-Джем когда-то мог вместить в себя около 30 тысяч зрителей – больше, чем все население построившего его города, включая стариков и младенцев. Огромная арена, одна из самых больших в Римской империи, почти равна по величине римскому Колизею. Сооружение имеет длину 150, ширину 120 метров.
Вокруг амфитеатра когда-то бурлила жизнь торгового города Тиздр, процветавшего благодаря производству и продаже оливкового масла. Сейчас амфитеатр Эль-Джем стоит практически в пустыне.
Вероятно, использовался он в основном для гладиаторских боёв и гонок на колесницах. До VII века оставался нетронутым, затем его камни были использованы для строительства города Эль-Джем, а также транспортированы в Кайруан для строительства Соборной мечети. Окончательно тунисский Колизей был разрушен в XIX веке в результате обстрелов во время очередных волнений в Тунисе.
Сегодня в амфитеатре проходят фестивали, концерты симфонической и джазовой музыки. Чтобы в полной мере ощутить масштаб постройки и понять задумку римского архитектурного гения, нужно взобраться на самый верх и расположиться на последнем ряду каменных сидений.
Туда долетает любой шорох со сцены, точно так же, как и сцена «собирает» все до единого звуки трибун. Амфитеатр в 1979 году был включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.