Диагностика в аюрведе. Часть 1
АЮРВЕДА. ЛЕЧЕНИЕ
Очень большое место уделяется в Аюрведе диагностике заболеваний. Заболевания могут вызываться кармой, греховными действиями, дисбалансом Тридоша, накоплением Амы, неправильной диетой, влиянием злых духов, времени и другими причинами.
«Чтобы правильно поставить диагноз, необходимо исследовать все, что поддается чувственному восприятию — доша, Дхату, мала и их проявления, и только выяснив причину заболевания можно приступать к его лечению.»- говорят древние тексты.
Это подтверждают и такие корифеи Аюрведы, как Бхавамишра в своей «Бхавапракаше» и Шарангадхара в «Шарангадхара Самхите». Они делают упор на пульсовой диагностике заболеваний и описывают около ста пятидесяти видов патологического и физиологического пульса, различая его по силе удара, скорости, частоте, ритму, сочетаниям и т.д.
По пульсу различаются практически все виды дисбаланса Тридоша, и можно сказать какая из доша и субдоша связана с Амой, какая преобладает, а какая — угнетена.
Пульсовая диагностика
Традиционно Аюрведический врач определяет пульс тремя пальцами в трех точках лучевой артерии, ибо считается, что в них пребывают все три доша. Каждый палец врача проверяет одну из трех доша — указательный определяет Вата-доша, средний — Питта-доша, и безымянный — Капха-доша.
Пальцы кладутся таким образом, чтобы указательный палец был ближним к запястью больного, причем доша полых органов исследуются поверхностным надавливанием пальцев, а доша плотных органов — глубоким.
Если у человека преобладает Вата-доша, пульс под указательным пальцем будет ощущаться достаточно резко, но не регулярно, вразнобой. Он будет иметь волнообразный характер, очень похожий на движение змеи по земле.
Такой пульс называется Наганади, или «пульс змеи». Если у человека преобладает Питта-доша, то сильный пульс будет нащупываться под средним пальцем. Пульс Питта очень силен, активен и имеет скачкообразный характер, похожий на движения прыгающей лягушки. Такой пульс называется Маугланади или «лягушачий пульс».
Если у человека в организме преобладает Капха-доша, наиболее ощутим будет пульс под безымянным пальцем врача. Этот пульс будет ровный и сильный. Он имеет волновой характер. Его удары можно сравнить с движением лебедя, плывущего в озере, поэтому такой пульс называется Хамсанади, или «пульс лебедя».
При смешанном влиянии Тридоша на организм будут возникать те или иные сочетания этих трех видов пульса. Помимо распознавания состояния трех доша с помощью пульса, можно выявить функцию тех или иных Ваху, или энергетических меридианов.
В основном эти меридианы бывают двух типов — поднимающие энергию и опускающие ее (на это очень похожа система каналов Инь и Янь китайской медицины). В одной и той же точке сочетаются соответствующие меридианы плотных и полых органов, причем на разных руках находятся выходы меридианов разных органов.
Таким образом после диагностики врач получает двенадцать разных пульсов и по ним ставит диагноз. Признаком здорового пульса является его равномерность и неизменность силы толчков, причем на один цикл дыхания — выдох-вдох должно попадать пять ударов пульса.
Если пульс ударяет пятьдесят раз равномерно, как часы, без резких скачков и убыстрений или замедлений, без пропусков, то все пять плотных органов здоровы, и меридианы, поднимающие энергию, работают сбалансировано и нормально.
Если из сорока ударов выпадает один, то в одном из пяти этих органов застой или переполнение энергии и барахлит соответствующий меридиан, если из тридцати выпал один — то больны два о-гана и два их меридиана и т.д. Таким образом устанавливается наличие Праны во внутренних органах.
Глубина пульса помогает определить глубину проникновения болезни — при поверхностном пульсе болезнь не успела глубоко проникнуть в организм, а если пульс глубокий, то болезнь перешла внутрь исследуемого органа.
При постановке диагноза по пульсу учитываются так же следующие факторы, оказывающие непосредственное влияние на пульс человека:
Доминирующая доша человека.
1. Доминирующая доша сезона и часа, в который происходит исследование.
2. Психическое и психологическое состояние больного.
3. Бодрствовал он или спал.
В теле человека есть множество пульсирующих сосудов, таких какартерия стопы , височная артерия, сонная артерия и др. но на них пульс не исследуют, ибо он не имеет диагностического значения.
В Бхавапракаше дается около тридцати основных типов патологического пульса, каждый из которых имеет несколько подтипов, причем там указывается, что пульсы могут накладываться один на другой, что может создавать некоторые сложности при диагностике.
К сожалению, обучение пульсовой диагностике затруднено субъективным описанием типа пульса, ведь он сравнивается с животными, огнем, водой, звуками музыкальных инструментов и другими явлениями, поэтому обучиться этому можно только у учителя, который будет показывать и объяснять значение каждого его вида.
Диагностика по языку и другие методы лицевой диагностики
Следующим методом диагностики, упоминаемой в Аюрведических текстах, является диагностика по кха-мала, или по налету на языке. Дело в том, то язык, кожа, глаза, волосы, кал и моча отражают состояние всего организма.
Язык тесно связан с Капха-доша, а также с желудком, кишечником, сердцем, почками и печенью, поэтому по нему тоже можно судить о состоянии этих органов. На языке различаются четыре зоны, соответствующие этим органам.
Сердцу и печени принадлежит кончик языка, середина отводится желудку с поджелудочной железой и селезенкой, корень языка отвечает за состояние кишечника, боковые его участки отвечают за печень и почки. Отдельно оценивается состояние тела языка, его цвет и характер сосочков, и отдельно налет на языке.
С точки зрения Аюрведы вид языка у здорового человека меняется в зависимости от сезона и времени суток. Так, летом сосочки несколько увеличены в размерах и имеют немного красноватый оттенок (влияние Питта-доша), а осенью и весной они более светлые или желтоватые.
Современная медицина так же проводит диагностику заболеваний поязыку больного, но в ничтожно малых размерах. Она выделяет несколько основных диагностических признаков :
Во-первых, так называемый «географический язык», при котором наблюдается неравномерное слущивание и регенерация эпителия слизистой оболочки языка. Считается, что он проявляется при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, глистных инвазиях, а так же у беременных женщин при токсикозе и у детей при диатезах.
Во-вторых — глоссит (поверхностное воспаление сосочков языка).Он возникает при некоторых инфекционных заболеваниях.
В-третьих — треммор языка, возникающий при нервных расстройствах.
Аюрведа более широко использует сведения, которые сообщает язык. Например, влажность или сухость налета указывает на состояние Капха-доша, появление или исчезновение налета — соответственно признак улучшения или ухудшения течения болезни.
Цвет налета также имеет свое значение:
1. Желтый налет говорит о Питта дисбалансе и проникновении огня внутрь органов, что может привести к нарушению функции органов пищеварения.
2. Черный налет говорит о Вата дисбалансе и испарении из тела внутренней воды (сгущение крови). Происходят тяжелые хронические нарушения функций органов пищеварения, на которые накладывается обезвоживание и ацидоз, что может происходить, например, при холере.
3. Толстый белый налет — Вата дисбаланс (Апана Ваю), сопровождающейся запорами и накоплением Амы и токсинов в организме.
4. Толстый белый налет, со временем утончающийся — благоприят-ный признак, говорит об улучшении состояния больного.
5. Коричневый налет — Вата-Капха дисбаланс в легких, который может проявляться как пневмония.
Диагностика по цвету тела языка заключается в следующем:
1. Розовый язык, ровный, без налета, трещин и линий — нормальный цвет языка. Организм здоров или болезнь только-только начинается.
2. Бледный язык — Ракта-нарушения — анемия, истощение.
3. Красный язык — Питта нарушения, особенно в сердце и легких,возможна пневмония с высокой температурой, заражение крови или тяжелые инфекционные заболевания.
4. Темно-красный язык — то же самое, только в угрожающем дляжизни масштабе.
5. Блестящий гладкий язык — истощение Капха и Питта-доша. Анемия.
6. Фиолетовый язык — резкое повышение Питта и Капха-доша. Отравление крови и легких. Опасная стадия болезни. Необходимо срочно снижать Питта-доша.
7. Синий язык — застой Капха в сердце, печени и почках. Снижение Питта-доша, не хватает тепла, организм застужен. Нарушение легких, сбой в системе кровообращения, и очищения крови. Яды в крови, опасная стадия болезни.
8. Резко синий язык — признак скорой смерти. Только молиться.
9. Линия, идущая по середине языка, особенно если с искривлениями, указывает на напряжения в позвоночном столбе, иск-ривление позвоночника и выбитость позвонков.
10. Трещины языка — хроническое Вата нарушение (Апана-Ваю).
Таким образом, по состоянию языка устанавливается весь диапазон нарушений Тридоша и многие заболевания.
Остается добавить, что помимо времени года и суток, на состояние языка влияет пища, выполнение очистительных процедур, а так же ожоги горячей пищей (чего, кстати, делать не следует, иначе нарушается вкусовая чувствительность языка, что ведет к дисбалансу Тридоша.)
С диагностикой по языку тесно связана диагностика по губам. На них, как и на языке, существуют проекции внутренних органов. Если губы сухие и грубые — это Вата — нарушение, если бледные — Ракта нарушения (анемия), желтые — Питта нарушения (желтуха).
Воспаление на определенных участках губ так же является диагностическим признаком. При сердечных заболеваниях губы слегка синеют.
продолжение на следующей странице.